Безусловно, творчество итальянского режиссера Луки Гуаданиньо является весьма специфичным, однако нельзя отрицать тот факт, что в глубине души Лука большой романтик. Практически в каждой своей работе он, пусть и не совсем обычным способом, ищет предлог, чтобы поговорить со зрителем о высоком чувстве, способном как вознести человека до небес, так и низвергнуть его в пучину ревности, одержимости и злобы. Причем, зачастую в его фильмах любовь проявляет в людях оба этих лика. А уж какой он нарисовал колоритный, полный противоречий любовный четырехугольник в «Большом всплеске», где импульсивный плескающий во все стороны тестостероном Рэйф Файнс и страстная Тильда Свинтон в компании более сдержанных Маттиаса Шонартса и Дакоты Джонсон, превратили виллу на юге солнечной Италии в вулкан бушующих страстей. Или же его наиболее известная обласканная критиками лента «Назови меня своим именем», в которой он очень тонко показал душевные метания того периода, когда в еще окончательно не сформировавшейся юношеской душе начинают звенеть колокольчики самой первой любви.
Перелом в его в творчестве наметился с выходом ленты «Суспирия», которая, на мой взгляд, является его самой спорной и чересчур претенциозной работой. В этом гротескном фильме ужасов Гуаданиньо намешал уж очень много всего: тут и рассуждения о независимом женском сообществе, которое обладает всеми признаками секты, и исследование политической обстановки Берлина конца семидесятых годов прошлого века, и множество мистических обрядов и подтекстов. В общем, самый настоящий винегрет, в котором некоторые ингредиенты кажутся абсолютно лишними. Возможно, по этой причине в своём новом фильме «Целиком и полностью» Лука решил вернуться к своей излюбленной теме и погрузиться в превратности робкой первой любви. Только на сей раз он решил сделать это, пожалуй, самым непредсказуемым способом.
В фильме рассказывается история девочки Марен (Тейлор Расселл), которая с рождения имеет склонность к каннибализму. Из-за этой особенности ей с отцом очень часто приходится переезжать, ибо её кровожадная натура периодически даёт знать о себе. Как только Марен достигает совершеннолетия, отец уезжает от нее в неизвестном направлении, оставив лишь немного денег, свидетельство о рождении и кассету, на которой он записал своё последнее обращение к дочери. Чтобы разобраться в природе своего влечения к человеческой плоти, Марен отправляется в путешествие по стране на поиски своей матери, которую она никогда не видела, в надежде получить от неё ответы. В дороге она случайно знакомиться с парнем по имени Ли (Тимоти Шаламе), который, как и она, оказывается каннибалом и общий недуг невольно их сильно сближает.
Если честно, очень трудно причислить «Целиком и полностью» к какой-то определённой категории фильмов. Здесь Гуаданиньо решил с ловкостью и закалкой опытного фокусника жонглировать жанрами. В результате получился своеобразный плод любви между подростковой мелодрамой и «Техасской резней бензопилой». Это тот случай, когда заезженность и вторичность идеи полностью компенсируется экстравагантностью её подачи, поскольку вся лента держится в большей степени на том, что в ней тесно соседствуют полные противоположности. Подростковая чистота и невинность перемежаются с инстинктом жестокого кровожадного убийцы, красота- с омерзением, а поедание человеческой плоти превращается в эдакий романтический ужин при свечах.
С одной стороны, эта классическая история о встрече двух изгоев, которые, из-за своей черты, были лишены обычной нормальной жизни, возможности существовать в социуме, заводить друзей, от чего у каждого из них в душе образовался вакуум, а чувства были закопаны глубоко в песок. В добавок, Марен постоянно испытывает чувство вины за своё пристрастие к человеческому мясу, но при этом ничего не может поделать со своей сущностью. Ей претит сама мысль об убийстве человека, но другим способом утолить свой голод она просто не может, и ей остаётся лишь истошно биться в конвульсиях в клетке собственного бессилия. Но вот она случайно встречает Ли, который немного старше неё и тоже является «едоком». В отличие от Марен, Ли принимает себя таким, какой он есть, а его характер является кипучей смесью беззаботности и юношеского максимализма, заставляющей Марен смотреть на него тем взглядом, каким обычно юные поклонницы смотрят на рок-звезду. Но в Ли она находит не просто симпатичного парня, а понимание, которого не могла найти ни в одном другом человеке. И на душе, где совсем недавно хрустел колючий мороз, наступает оттепель. Любовь становится панацеей, в которой растворяются боль, обиды и чувство вины.
Но другой аспект этой картины, связанный с пугающе реалистичными сценами каннибализма, помог Гуаданиньо добиться того эффекта, на который он, скорее всего, и рассчитывал- сделать фильм, как это ни парадоксально звучит, притягательно-отталкивающим. Он словно пытается тронуть самый сладкий нерв, но в то же время испытать зрителя на прочность. Часто звучащие из уст героев фильма откровения о том, как они впервые попробовали на вкус человеческое мясо, вызывают максимально неприятные ассоциации. Фильм вообще очень сильно пестрит подробностями об образе жизни каннибалов и их философии, которые можно было бы опустить. Временами Гуаданиньо настолько углубляется в эту тошнотворную щепетильную тему, что появляется ощущение, будто читаешь чистосердечную исповедь людоеда.
Во многом благодаря отличной игре актеров некоторые сцены выглядят очень жутко и жестоко. Из исполнителей двух главных ролей очень хочется выделить Тимоти Шаламе, который выглядит весьма живо и органично. Не первый раз убеждаюсь, что в таких авторских лентах он раскрывается намного лучше, нежели в дорогостоящих блокбастерах вроде «Дюны». Тейлор Расселл тут скорее идет в довесок к Тимоти, поскольку в плане энергетики она заметно ему уступает. Но вот, кто действительно может запросто нагнать жути, так это Марк Райлэнс на втором плане, который своими сдержанными манерами и невозмутимым выражением лица очень напоминает другого известного каннибала из популярной серии фильмов. Очень хорошо дополняет картину атмосферное музыкальное сопровождение и тот факт, что большая часть действия происходит в американской глубинке.
Однозначно готов отдать Гуаданиньо приз за оригинальность, ибо поместить любовную историю в такую нехарактерную для неё оболочку, так ювелирно соединить два, на первый взгляд, совершенно не вяжущихся друг с другом жанра- это очень незаурядный талант иметь нужно. Каннибализм здесь присутствует больше как метафора, ведь на самом деле «Целиком и полностью» несет, может и не самую глубокую, но очень правильную мысль о том, что все люди, не смотря на свои персональные особенности и странности, в сущности ищут одного и того же- любви и понимания, которые являются такой же естественной потребностью, как и потребность в пище. «Целиком и полностью»- это специфический, провокационный, но очень смелый кинематографический эксперимент, а уж удачным он оказался, или же нет- каждый для себя решит сам.
Автор: Игорь Юрьев