Именно этот вопрос всплывал у меня в голове каждый раз, когда объектив камеры вылавливал уставший равнодушный взгляд персонажа Киану Ривза. Концовка третьего фильма вырисовывала не самую радужную перспективу, что создатели франшизы о бывшем наёмном убийце, отправят его по стопам Доминика Торрето, который, по всей видимости, будет стартовать к заездам до тех пор, пока на планете не останутся только члены его семьи. Конечно, фильмы о Джоне Уике есть за что любить, особенно учитывая тот факт, что хорошие качественные боевики в нынешнее время- явление достаточно редкое. Но мне всегда претила эта политика, сводящаяся к тому, чтобы штамповать безликие однообразные фильмы до тех пор, пока они собирают маломальскую кассу. Тем не менее, судя по тому, что я увидел при просмотре четвертой части, в серии «Джон Уик» запустился именно такой процесс.
Можно очень долго рассыпаться в комплиментах Чаду Стахелски за прекрасную постановку боевых сцен, но сам сюжет «Джона Уика 4»- это ярчайшая иллюстрация того, что франшиза уже вышла в тираж. Почему? Да потому что его попусту нет. Такое ощущение, что создатели ленты очень трепетно и ответственно отнеслись к постановке экшен-сцен, но всё, что происходит в промежутках между ними было на скорую руку состряпано, чтобы хоть как-то соединить их между собой. В результате, фильм очень напоминает ролевую игру, в которой главному герою нужно сражаться с боссами, сложность которых с каждым разом увеличивается, а перед тем, как пойти на босса, ему нужно убить кучу безмозглых NPC, чтобы прокачать навыки.
Отсутствие сколь-нибудь внятного сюжета, как это зачастую бывает, попытались прикрыть размахом происходящего и привлечением в актерский состав новых звезд, коими на сей раз стали Хироюки Санада, Донни Йен и Билл Скарсгард. Причем, в случае с Донни Йеном, представшим в образе Каина, лишенного зрения мастера единоборств, меня при просмотре посетила мысль, что его персонаж в этот фильм перекочевал прямиком из франшизы «Звездные войны». В ленте «Изгой-Один. Звёздные войны. Истории» Донни исполнил роль ослепшего хранителя храма джедаев, который героически погиб во время восстания повстанцев на Скайрифе. Не иначе, как при помощи Силы, этот ослепший хранитель переродился на Земле, чтобы встретиться с Джоном Уиком и, видимо, благодаря этой же самой Силе, метко стрелять из пистолета у него получается получше, чем у многих зрячих. Так что, можно смело утверждать, что в серии «Джон Уик» появился самый настоящий джедай, использующий свою элегантную трость вместо светового меча. Лучшего объяснения нечеловеческих способностей Каина у меня, увы, нет.
Хотя, эта претензия скорее комплексная, а не к отдельно взятому персонажу. Каким бы зубодробительным не был экшен, но не обращать внимания на чрезмерную живучесть некоторых героев, которые могут выдержать выстрел в голову в упор, или же встать и побежать как ни в чем не бывало после падения с высоты в три этажа, невольно не получается. Увидев что-то подобное, даже Чак Норрис бы нервно курил в сторонке. Хотя, все эти недочеты бросаются в глаза скорее от того, что изнурительные драки, перестрелки и погони начинают банально утомлять и под конец уже просто смешиваются в какую-то гремучую кашу.
Ну, нельзя вывезти фильм с таким огромным хронометражем на одном лишь экшене, как бы круто и изобретательно он не был поставлен.
Если рассматривать ленту как живой организм, то «Джон Уик 4»- это только внушительная рельефная намазанная маслом для пущего блеска мускулатура, за которой не скрывается и толики какой-либо, даже самой примитивной мозговой деятельности. Проще говоря, признаков разума у этого тела нет- одни лишь мышцы.
В принципе, так можно сказать не только о фильме, но и о герое, чьим именем он назван. О каком-то личностном развитии Джона даже не заикаюсь, ибо от человека тут остались лишь грустный отстранённый взгляд, да инстинкт хладнокровного убийцы, доведённый до уровня собаки Павлова. Если в двух первых частях персонаж Киану Ривза ещё вызывал некое подобие симпатии, сочувствия, то сейчас об этом уже говорить не приходится, поскольку в четвёртой части я увидел терминатора из плоти и крови, в недрах которого не заложено абсолютно ничего, кроме программы по изощрённым способам убийства. Вот без шуток, если бы во время какой-то разборки Джону нанесли ранение и под кожей показались бы очертания эндо-скелета, то я бы нисколько не удивился. Все потуги Киану сыграть драму в конечном итоге бесследно растворяются в нескончаемой чехарде драк и перестрелок.
Но, справедливости ради, отмечу, что и остальные герои, в том числе и новоприбывшие, прописаны ровно настолько, чтобы выполнить функцию друзей, или же врагов Джона Уика. Антагонист в исполнении Билла Скарсгарда получился проходной и не запомнился ничем, кроме вычурной напыщенности. Вообще, у меня создалось впечатление, что Билла, как и Донни Йена, и Хироюки Санаду, да и Холли Берри в третьей части, создатели фильма привлекли не столько ради их актёрской игры, сколько просто похвастаться, мол «смотрите, каких модных именитых актёров нам удалось сделать частью нашего проекта».
Всем этим актерам, словно, нужно было просто отметиться в кадре, чтобы зритель понимал, какого высокого уровня кино он смотрит.
При этом, чтобы создать хотя бы иллюзию такового уровня, авторы даже не соизволили написать соответствующие диалоги- одни лишь пафосные многозначительные полу-фразы, оставившие стойкое ощущение, что тот, кто их писал, словарь одалживал у Доминика Торрето. В общем, это типичный случай, когда все недостатки фильма стараются тщательно замаскировать за экшеном. Пожалуй, это единственный аспект «Джона Уика 4», к которому сложно придраться. Изящная боевая хореография вкупе с прекрасной операторской работой и бодрой фоновой музыкой делают эту ленту практически эталоном безмозглого аттракциона. Очевидный вывод напрашивается сам собой.
«Джон Уик 4»- это очень мощный, оглушающий экшен, но преступно слабое все остальное.
Не скажу, что я как-то сильно разочарован фильмом, поскольку изначально ожидал увидеть нечто подобное. Но однозначно могу сказать, что буду очень сильно разочарован, если студии и Чаду Стахелски деньги затуманят разум и за четвёртой частью последует ещё энное количество продолжений. Понимаю, что тяжело отпускать франшизу, когда она находится на пике (по крайней мере, с коммерческой точки зрения), но, как это не прискорбно, в творческом плане дальше будет лишь деградация (хотя, на мой взгляд, она уже началась), а потому для её создателей я вижу лишь два возможных пути- либо оставить эту серию на подъёме и заняться какими-то другими проектами, либо вцепившись в неё, катиться вместе с ней кубарем вниз. Надеюсь, они сделают правильный выбор.
Автор: Игорь Юрьев