Один мудрый человек как-то сказал, что все познается в сравнении. Не стану рассуждать за жизнь в целом, но конкретно в контексте кинематографа это правило, за редким исключением, работает. Не просто так многие поклонники «Звездных войн» хают последнюю трилогию, снятую студией Disney. Одна из причин как раз в том, что они видели две другие трилогии, и им банально есть с чем сравнивать. Уверен, многие помнят, что трилогия приквелов Лукаса тоже проходила через подобное. В начале двухтысячных, когда она вышла, у картин Джорджа Лукаса также было множество хейтеров, считавших, что его творения даже близко не чета оригинальным фильмам. Такое происходит со многими франшизами, и я считаю это абсолютно нормальным процессом. Вполне естественно, что человек, посмотревший, к примеру, оригинального «Чужого» и тот, кто его не видел, будут воспринимать более поздние ленты о ксеноморфах абсолютно по-разному. Хочешь не хочешь, но иногда при просмотре какого-либо проекта бывает очень сложно абстрагироваться от его предшественников, или же от фильмов со схожей тематикой и просто смотреть непредвзято.
В случае с «Переполненной комнатой» у меня был как раз такой проект, который невольно всплывал в памяти при ознакомлении с сериалом. Думаю, не трудно догадаться, что это фильм «Сплит» М. Найта Шьямалана. Поэтому заранее предупреждаю, что далее по тексту будут неоднократно встречаться сравнения сериала именно с этой лентой.
Действие «Переполненной комнаты» разворачивается в конце семидесятых годов прошлого века.
Молодой человек по имени Дэнни Салливан открывает стрельбу неподалёку от Рокфеллер-центра в Нью-Йорке, в результате чего получают ранения три человека. Когда стражи порядка поймали Дэнни, он начинает утверждать, что в момент преступления с ним была его подруга Ариана, которая и надоумила его совершить этот акт насилия. Детективу, ведущему это дело, поведение Дэнни кажется очень странным, и он решает обратиться за помощью к психиатру Райе Гудвин, чтобы она проверила его на предмет невменяемости. Однако пообщавшись с Дэнни некоторое время, Райя понимает, что его диагноз может быть куда серьёзней.
Прежде всего, считаю должным оговориться, что детище Шьямалана я не возвожу в ранг идеала, к которому нужно стремиться, и в целом «Переполненная комната» и «Сплит»- это абсолютно разные как по жанру, так и по стилистике проекты, которые роднит лишь то, что их главные герои страдают от множественного расстройства личности. «Сплит»- это классический для Шьямалана триллер, главная проблема которого состоит в том, что за стандартный для такого жанра хронометраж в сто минут нормально раскрыть персонажа со столь сложным для психоанализа диагнозом оказалось просто нереально, и в итоге из заявленных двадцати трёх личностей зрителя познакомили от силы с пятью. В этом аспекте у «Переполненной комнаты» явное преимущество, поскольку, для того чтобы развёрнуто представить разношёрстную группу людей, уживающихся в одном теле, формат сериала подходит куда больше.
Для подачи истории создатели выбрали достаточно сложную форму, решив сделать из неё смесь психоанализа и судебной драмы. Эта ставка изначально была рискованной, ибо без крепкого сценария, в котором есть напряжение, хорошо прописанные диалоги и хотя бы подобие интриги, всё это действо может скатиться в сухой разбор фактов и догадок, за просмотром которого зрителю придётся прилагать значительные усилия, дабы не погрузиться в объятия Морфея. Собственно, на этой стадии у «Переполненной комнаты» начинаются проблемы, так как за все перечисленные компоненты был ответственен Акива Голдсман, написавший свой последний приличный сценарий ещё в конце первого десятилетия нынешнего века.
Конечно, можно похвалить создателей сериала за то, что они, в отличие от того же «Сплита», показывают не последствия множественного расстройства личности, а обращаются к первопричине этого недуга, углубляясь в биографию Дэнни до инцидента, произошедшего в Рокфеллер-центре, дабы дать более исчерпывающий ответ на вопрос, что вообще заставляет человеческое сознание создавать другие личности. Можно похвалить и за хорошее раскрытие каждой из представленных личностей Дэнни. Если в случае с главным героем «Сплита» временами казалось, что его альтер-эго вылазят наружу хаотично, без всякого порядка, будто они просто между собой на «су-е-фа» скидываются, и кто выиграл, тот и выходит на свет, то в «Переполненной комнате» этот процесс показали более детально, можно даже сказать изнутри- у каждой личности Дэнни есть свои чёткие функции, и каждая из них появляется, когда Дэнни нуждается именно в ней.
Безусловно, это очень познавательные нюансы, но есть одно «но», которое напрочь их перечёркивает
Интрига, которую Акива Голдсман с поистине ослиным упрямством пытается растянуть на добрые две трети всего сезона, уже на второй серии лопается, как мыльный пузырь. Момент истины, к которому Дэнни так долго подводят, любой зритель с IQ выше среднего запросто сможет прочесть фактически в самом начале, после чего ему остаётся лишь томно ждать почти половину сезона, когда на самого главного героя наконец снизойдёт озарение. Знаете, я считаю, что когда у человека после просмотра сериала остаётся ощущение, что он мог бы с чистой совестью промотать всю середину, фактически посмотрев только начало и конец, и всё равно понял бы главную фишку всего шоу (а у меня было как раз такое ощущение), то это очень многое говорит о качестве сценария. Так что, вывод напрашивается сам собой- после «Переполненной комнаты» Акиве Голдсману лежит прямая дорогая в бразильские мыльные оперы, ибо его нынешние драматургические способности больше годятся для них, но никак не для серьёзных проектов.
Ещё один вопрос, чрезвычайно волновавший меня задолго до выхода самого сериала, был, естественно, связан с кастингом. Выбрав на главную роль Холланда, создатели рисковали повторить судьбу недавнего фильма с участием Тома «По наклонной», где под него написали достаточно сложную эмоциональную роль, которую он откровенно не вывез. Конечно, тут больше претензий к логике братьев Руссо, решивших пригласить на роль подсевшего на наркотики ветерана войны паренька, у которого с лица едва сошёл задорный подростковый румянец. К сожалению, с историей Дэнни Салливана эти опасения тоже подтвердились.
Положа руку на сердце, я не могу обвинить Тома Холланда в отсутствии старания, но проекты вроде «Переполненной комнаты»- это не полигон для тренировок по набору актёрского мастерства, в них нужно приходить, уже будучи зрелым состоявшимся актёром. Похоже создатели и сами понимали, что Холланд в ряд ли сможет хотя бы подобраться к тому блестящему индивидуальному перфомансу, что Джеймс МакЭвой устроил в «Сплите», а потому изменили концепцию сериала, дабы упростить Тому задачу- альтернативные личности Дэнни в большинстве серий играют другие актёры. В принципе, по ходу повествования им удалось оправдать это решение, но что же тогда осталось для самого Холланда? Да по сути, всё тот же Питер Паркер- робкий зашуганный парень, отрастивший себе вместе с пышной шевелюрой внушительный комплекс неполноценности, который всюду преследует его, как грозный сорвавшийся пёс, звонко громыхающий тяжёлой цепью психических расстройств. Разница лишь в том, что эту версию Питера так и не укусил паук, и взамен одного могучего альтер-эго он создал целое паучье гнездо из личностей послабее. В общем, всем поклонникам Тома и просто рядовым зрителям, ждущим от него мощной прорывной роли- увы, но придётся подождать ещё.
К слову, коллега Тома Холланда по съемочной площадке Аманда Сэйфрид тоже отнюдь не блистает
Конечно, Аманде большой респект за то, что она наконец начала переходить от амплуа симпатичной девчонки из романтических комедий к более серьёзным образам, но в роли искусного психиатра, способного как посочувствовать своему пациенту, вызвать у него доверие, наладить с ним духовный контакт, так и ловко спровоцировать его на откровение, она выглядит неубедительно. Подразумевалось, что их дуэт с Холландом будет одной из основных опор в фундаменте сериала, но им обоим отчётливо не хватает драматической гибкости. Лучшее, что у них получилось, это несколько трогательных сцен, которые изначально подразумевали, что на них зритель должен пустить скупую слезу.
По итогу, «Переполненная комната» попала в эшелон проектов, чьи немногочисленные сильные стороны почти полностью нивелируются недостатками. Да, в сериале есть несколько золотых крупиц, к коим относится очень правильный финальный посыл всей этой истории, но чтобы добраться до этих крупиц, придётся сначала отсеять целую гору мутного песка. Не дотягивающая до нужного уровня игра заглавных актёров и чересчур сильно проседающая середина сезона, напоминающая нервное блуждание в трёх соснах с картой и компасом на руках- вот главные бичи этого многострадального творения, не позволяющие ему встать в один ряд с классическими представителями жанра «психологический триллер». На фоне «Сплита» или шедевральных «Игр разума», в создании которых Акива Голдсман в своё время принимал непосредственное участие, «Переполненная комната»- просто неудавшийся эксперимент.
Автор: Игорь Юрьев