Вот уже более полувека военный конфликт во Вьетнаме остается не заживающей, периодически кровоточащей раной на теле американского общества. Поражение в нём стало настолько болезненной оплеухой для американцев, что эта тема и по сей день находит отражение в творчестве многих признанных мастеров кинематографического цеха. Сильнейшие, на мой взгляд, высказывания о войне во Вьетнаме, перенесённые на киноплёнку, прозвучали ещё в прошлом веке, когда воспоминания о ней были ещё совсем свежи. Особняками среди них стоят и безумный кровопролитный эпос «Апокалипсис сегодня» (Френсис Форд Коппола), и «Взвод» (Оливер Стоун), и «Охотник на оленей» (Майкл Чимино).
В этих лентах были очень наглядно и красноречиво показаны многие аспекты того конфликта: ожесточённые бои, проходившие как на суше, так и на воде; героизм солдат, многие из которых были вынуждены идти на смерть, дабы выполнить нереальные боевые задачи, что перед ними ставили некомпетентные и зачастую не знавшие реального положения дел на фронте генералы, отсиживавшиеся в уютных штабах Сайгона; военные преступления, совершённые превратившимися в параноиков американскими солдатами, которые в каждом азиатском лице начинали видеть вьетконговца; последствия посттравматического синдрома, с коим многие военнослужащие прилетели обратно на родину и уже так и не смогли вернуться к нормальной жизни. Однако большинство голливудских лент о войне во Вьетнаме объединяет то, что все они были сосредоточены непосредственно на боевых действиях и тех ужасах, что происходили на полях сражений.
Сериал «Сочувствующий» предлагает зрителю взглянуть на тот конфликт с абсолютно иного ракурса.
Посмотреть на него глазами южновьетнамских беженцев, уверовавших в превосходство капиталистического строя над коммунистическим, которые после падения Сайгона эмигрировали в Соединённые Штаты в поисках лучшей жизни. Одним из факторов, простимулировавших меня к просмотру сериала, стало участие в нём в качестве одного из создателей Пак Чхан-ука — этот южнокорейский режиссёр является для меня особенным, поскольку именно его картина «Олдбой» в своё время открыла во мне любовь к корейскому кинематографу, и со временем эта любовь только укреплялась, перерастая в полноценный роман. К слову, не смотря на то, что Пак Чхан-ук уже давно имеет репутацию признанного мастера корейского кинематографа, сериал «Сочувствующий» был для него всего лишь второй командировкой в Голливуд, а результатом первой стал стильный эстетический триллер «Стокер», в котором отчасти исследуется и тема того, как в недрах человеческого разума зарождается склонность к насилию и нравственному психозу.
Действие сериала разворачивается в послевоенном Вьетнаме, куда из Соединённых Штатов возвращается шпион, внедрённый коммунистической партией в правительство Южного Вьетнама, который после своего возвращения вспоминает о всех событиях, что ему довелось пережить во время командировки на американскую землю. Мягкотелый, либерально настроенный генерал, проникшийся соблазнительным американским мировоззрением о свободе и с подачи всё тех же американцев провозгласивший себя правителем Вьетнама, называл коммунистов, которые тайно работали в различных структурах его правительства «сочувствующими». Одним из таких «сочувствующих» оказывается главный герой сериала, который сумел настолько сильно втереться в доверие к генералу, что стал его правой рукой. Когда Штаты объявили о выводе своих войск из Вьетнама, нелегитимный проамериканский правитель был вынужден покинуть страну вместе со всей своей многочисленной свитой. Тогда руководство партии поручает «сочувствующему» отправиться вместе с беглецами в Америку и доносить им обо всём, что происходит в логове врага.
Пожалуй, главной проблемой сериала можно назвать его чрезмерную перегруженность сюжетными ветками.
Структурно он очень похож на большой слоёный торт, некоторые слои которого чересчур сильно контрастируют друг с другом. Здесь нашлось место и напряжённым шпионским играм, и закономерной драме человека, который столь усердно работал на два противоборствующих режима, что каждый из них по итогу просто пережевал и выплюнул его, словно жвачку, потерявшую вкус, и витиеватому запутанному клубку отношений «сочувствующего» с женщинами, и воспоминаниям главного героя о своих юных годах, проведённых в уже охваченном войной Вьетнаме, где его неокрепший разум маялся совсем недетским вопросом о том, кем был его отец, коего он никогда не видел, и призрачным амбициям по возвращению контроля над своей страной южновьетнамского генерала, что так и не смог принять горечь поражения и тот факт, что теперь он превратился в обычного шута с царскими замашками. И всё это происходит на фоне глобального столкновения коммунистического и капиталистического строёв. После завершения просмотра у меня было ощущение, что создателям сериала банально не хватило семи серий, чтобы грамотно равномерно распределить столь внушительный объём информации по всему хронометражу.
По этой же причине очень трудно идентифицировать сериал по какой-либо жанровой принадлежности.
Он содержит в себе и элементы триллера о кротах, ведущих двойную игру, снятого в лучших традициях блистательных «Отступников» Мартина Скорсезе, и нотки остроумнейшей политической сатиры над американским истеблишментом. Причём во второй ипостаси сериал работает даже лучше, ибо когда «сочувствующий» вместе со своими согражданами ступил на землю Соединённых Штатов, то обнаружил, что американская мечта выглядит привлекательной лишь с другого континента, что свобода, коей так кичились политическая и культурная элиты, привели их к полнейшей бездуховности, где единственным богоподобным идолом являются деньги и те блага, что они могут принести, что умнейшие образованнейшие люди страны настолько погрязли во лжи, сексе и наркотиках, что было сложно представить, будто они способны управлять государством, ибо пока все эти политики, интеллектуалы и культурные деятели раздавали всем вокруг «ценные» советы о том, кто и как должен жить, они сами в кулуарах своего сытого упитанного спокойствия вели себя хуже стада свиней. Думается, что если бы американские военнослужащие, вернувшиеся из Вьетнама, ненароком увидели эту сторону своей интеллигенции, то глубоко поразились бы её чёрному дну и попусту разочаровались в своей стране, не говоря уже о вьетнамских беженцах, большинство из которых воспитывались на принципах, что духовная бедность для человека куда страшнее, нежели бедность материальная.
Безусловно, огромным подспорьем для сериала стало участие в нём новоиспечённого обладателя «Оскара» Роберта Дауни мл.
Нисколько не кривя душою, могу сказать, что я был рад, когда Роберт Дауни мл. наконец выполнил все свои контрактные обязательства перед Марвел и смог переключиться на новые проекты, поскольку давно было ясно, что их киновселенную он уже перерос. Его незаурядный драматический потенциал стал заметен ещё после его работы в правозащитной драме Дэвида Добкина «Судья», которая сумела выйти на очень достойный уровень во многом благодаря харизме Роберта Дауни мл.. Но тогда это была лишь единичная вспышка, случившаяся в перерыве между его примерками на себя образа гения, миллиардера, плейбоя и филантропа. Под покровительством Нолана Дауни-младший сумел вывести свою карьеру на новый уровень в прошлом году, а теперь уже с Пак Чхан-уком пошёл ещё дальше.
В «Сочувствующем» Роберт воплотил на экране сразу четыре крайне разношёрстных образа: агента ЦРУ, координировавшего действия южновьетнамского правительства в Сайгоне; конгрессмена, обильно кормящего вьетнамских беженцев громогласными обещаниями о том, что они скоро отвоюют свою страну обратно; профессора-востоковеда, который в глубине души презирает восточные традиции и методы ведения войн (тут самый сюр в том, что именно этому человеку доверили писать тексты публичных выступлений для вышеназванного конгрессмена); одиозного режиссёра, готовящегося снимать масштабный фильм о войне во Вьетнаме. В том, что Дауни-младший исполнил все эти роли можно найти некий символизм, поскольку каждый из его персонажей олицетворяет собой один из соседствующих пороков, характерных для американской элиты: двуличие; сладкоречивое пустословие, которое, как правило, не бывает подкреплено реальными действиями; лицемерие; цинизм.
Вполне логично и закономерно, что лучшее применение, которое смогли найти для вьетнамских беженцев эти «светлейшие» головы Америки, оцените иронию — за символическую плату пригласить их всех в качестве актёров массовки на съёмки ленты о войне во Вьетнаме- да-да, о той самой войне, где многие из этих людей потеряли свои дома и семьи. Глядя на то, как обошлись с его согражданами, почти пророчески звучат слова южновьетнамского генерала: «Америка- это та страна, что сначала сжирает твою душу, а потом жалуется на несварение». Что же до Дауни-младшего, то он от души оторвался в каждой из своих ролей, а венцом его перфоманса, а также работы оператора и гримёров стала шикарная сцена, где все его персонажи присутствуют в кадре одновременно. Абсолютно не удивлюсь, если имя Роберта и в следующем году будет фигурировать в шорт-листах на различных престижных премиях.
На фоне столь колкой и местами провокационной сатиры, сюжетная арка со шпионажем несколько теряется
Хотя история «сочувствующего», роль которого, к слову, исполнил молодой актёр вьетнамского происхождения Хоа Сюаньдэ, по-своему трагична и, как бы парадоксально это не звучало, но из всех персонажей сериала сочувствия заслуживает лишь он один. В рамках своей миссии ему приходилось убивать, и после трёх лет, что он провёл на американской земле, за ним уже потянулся шлейф из призраков его жертв, а бесконечная игра на два фронта фактически стёрла его настоящую личность. Глядя на своё отражение в зеркале, «сочувствующий» уже не мог дать самому себе однозначный ответ на простой вопрос: остаётся ли он всё ещё верен коммунистической партии, или же только убеждает себя в этом, а на деле, вкусив американского комфорта и вседозволенности, сам за это время стал приверженцем капитализма, проникнувшись идеологией своего врага? И, хотя финальный эпизод сериала меня не слишком впечатлил, ибо очень уж много всего создатели в нём свалили в кучу, но конкретно судьба «сочувствующего» никаких вопросов не вызывает, ибо это единственный возможный конец для человека, который большую часть своей сознательной жизни провёл во лжи и притворстве.
В целом, должен признать, что Пак Чхан-ук и его команда смогли приятно удивить, создав изобретательный остроязычный памфлет о той изнанке войны во Вьетнаме, которую многие политики и общественные деятели, подтолкнувшие Штаты к вмешательству в этот конфликт, наверняка предпочли бы стыдливо спрятать подальше от любопытных глаз. Да, сериал отчасти на любителя, поскольку крутая диалоговая часть в нём заметно превалирует над зрелищностью, да и в целом у сценария есть шероховатости, поскольку, как я уже говорил, для такого объёма информации семи серий явно оказалось недостаточно, чтобы довести все сюжетные хитросплетения до ума. Однако, Пак Чхан-ук нисколько не растерял чувства стиля и умения привлекательно выстроить видеоряд, а отработавший по полной азиатский актёрский состав сумела очень гармонично дополнить всего лишь одна голливудская суперзвезда. Всем, кому интересна тема вьетнамского конфликта, а также политические интриги, которые плелись в высоких кабинетах, пока солдаты отдавали свои жизни на поле боя, однозначно советую уделить время «Сочувствующему», ибо после его просмотра паззл у вас в голове приобретёт ещё более цельные черты. Авторы: Игорь Юрьев