Комедии укрепляют здоровье — уверены доктора, и кто мы такие, чтобы с ними спорить? Когда человек смеется, сорок процентов его мышц приходит в движение, уровень стресса снижается, а иммунитет, напротив, повышается. Комедия — жанр сложный, хоть некоторые и считают его легкомысленным и вообще, младшим братом драмы. А попробуйте рассмешить сами, и вы поймете, что не очень уж простое это дело.
В нашей подборке лучших комедийных фильмов мы прошлись по десятилетиям, отметили выдающиеся картины разных стран производства и постарались, чтобы комедийная составляющая была представлена в фильме в большей степени. Поскольку практически не бывает фильмов, снятых строго в одном жанре, в нашем Топ10 к комедии подмешана научная фантастика, криминал, мелодрама, приключения, сатира и даже одна реальная история. Наслаждайтесь, смейтесь и называйте свои любимые комедии.
«Новые времена» (1936)
Великий Чарли Чаплин, создатель знаменитого Маленького Бродяги, стоит в самом начале подборки, ибо его короткометражные немые комедии — нетленка, а «Новые времена» — как раз один из последних немых фильмов в карьере гениального актера и режиссера.
В фильме рассказывается история бедного работника, который сталкивается с проблемами и трудностями в современном промышленном обществе. Он теряет работу, попадает в тюрьму, а затем становится тестировщиком новых изобретений. В ходе своих приключений он встречает молодую девушку (Полетт Годдар) и вместе они пытаются преодолеть свои трудности. В этой актуальной и сегодня сатире на общество, в котором машины и технологии превращают людей в буквальных рабов и лишают их человеческого достоинства, вместе с тем множество смешных и незабываемых сцен, снятых с использованием приемов пантомимы и буффонады, которыми и знамениты фильмы Чарли Чаплина.
«В джазе только девушки» (1959)
«Дафна, вы опять ведете!» «В джазе только девушки» — до сих пор обожаемая и цитируемая зрителями не одного поколения культовая комедия режиссера Билли Уайлдера. Два музыканта, Джерри и Джо, вынуждены прятаться от мафии после того, как становятся свидетелями убийства в Чикаго конца 20-х годов прошлого века. От отчаяния приятели решают присоединиться к женскому джазовому оркестру, держащему курс на Флориду, преобразившись в Дафну и Джозефину. Фильмы, в которых мужчины переодеваются в женское платье — априори забавны, тем более, если это делают такие таланты как Джек Леммон и Тони Кертис. А добавьте сюда роскошную Мэрилин Монро в облегающих нарядах в роли солистки Душечки, и вы не сможете отвести глаз от экрана.
Фильм динамичный, с неожиданными поворотами сюжета и умело играет с жанровыми элементами, сочетая комедию, мелодраму и криминальную интригу. Джазовые мелодии и песни наполняют фильм энергией и атмосферой 1920-х годов, добавляя аутентичность и настроение. Обладатель «Оскара» и нескольких «Золотых глобусов» фильм представляет значимость для своего времени, затрагивая вопросы гендерной идентичности и сексуальности, что было редкостью для кинематографа 1950-х годов. Он высмеивает стереотипы и подвергает сомнению традиционные представления о мужской и женской роли в обществе. Наслаждайтесь этой блестящей комедией и помните, что «у всех свои недостатки»!
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Обратимся к отечественной классике кинематографа и литературы — научно-фантастической комедии Леонида Гайдая, основанной на пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Талантливый московский инженер Шурик (Александр Демьяненко) изобретает машину времени, с помощью которой открывает портал в 16-й век — во времена правления Ивана Грозного. По ряду роковых совпадений, в том числе, в связи с поломкой агрегата, в средневековой Москве — в царских палатах — оказываются управдом Бунша (Юрий Яковлев) и домушник Жорж Милославский (Леонид Куравлев), а в квартире Шурика в Москве 70-х — сам Иоанн Грозный (Юрий Яковлев). Изобретателю срочно нужно починить машину и вернуть путешественников во времени по «месту прописки», но это не так-то просто сделать. Шурик вертится как может, да и Бунше и Милославскому приходится применять смекалку, чтобы не быть казненными в Москве 1573 года.
В фильме гениально все: от актеров, создавших уникальные образы, до диалогов, музыкальных номеров, юмора и сатиры. Реплики ушли в народ — «замуровали демоны», «ты чьих холоп будешь?», «икра заморская — баклажанная», «танцуют все!», «и тебя вылечат, и меня вылечат», «я требую продолжения банкета!» и многие другие. А не это ли истинное признание?
«Блеф» (1976)
Криминальная комедия Серджио Корбуччи с музыкальным сопровождением Лелио Луттацци с первых кадров очаровывает и освежает как легкое итальянское вино. Главные герои этого шедевра — жулики один другого краше в исполнении великолепных Адриано Челентано и Энтони Куинна, а также прекрасных Коринн Клери и Капюсин. Пересказывать сюжет бессмысленно — вся соль, весь блеф заключены в мимике, ужимках, ухмылках, движении бровей и губ и коварстве глаз. Внимание! Фильм конца 70-х — сплошной сексизм — два пройдохи обводят вокруг пальца прожженную мафиозницу, и это надо видеть. В фильме есть и фокусы, и буффонада, и ловкость рук, и покер, роскошные рестораны и эффектные женщины, дух авантюризма и приключений — все, чего иногда не хватает в обычной жизни.
«Невезучие» (1981)
Французы хороши во многом — в сырах, винах, моде и кинематографе, и честь им и хвала за их искрометные комедии. В качестве примера приведем «Невезучих» — первый из трех фильмов («Папаши», «Беглецы») с блестящим дуэтом Пьера Ришара и Жерара Депардье. Частный сыщик Жан Кампана (Депардье) берется за поиски пропавшей в Мексике дочери президента крупной компании после того, как расследование полиции не увенчалось успехом. В компаньоны ему навязывают бухгалтера компании — ротозея и недотепу Франсуа Перрена (Ришар), поскольку пропавшая девушка очень похожа на него повадками — вечно влипает в неприятности. Скептически настроенный Кампана не верит в успех предприятия, но по мере поисков его мнение постепенно меняется.
Своим оглушительным успехом эта комедия положений, безусловно, обязана двум полным противоположностям и по внешнему виду, и по характеру, и по степени везучести. Болтливый, суетливый, вспыльчивый и ранимый Перрен разбивается о неприступность, железную выдержку и стальные бицепсы Кампана, и вместе они со временем формируют единое целое, обреченное на успех. Роли не ахти какие глубокие, но сыграны талантливо, даже виртуозно. Фильм, наполненный падениями, ударами, укусами, зыбучими песками и легкой и оптимистичной музыкой Владимира Косма, дает зрителю понять, какой он везучий.
«Один дома» (1990)
Есть комедии, над которыми не властно время, и «Один дома» — одна из них. История о маленьком Кевине (Маколей Калкин), которого в суматохе забыли дома родители, укатившие на рождественские каникулы в Париж с остальной сотней детей, не надоедает и обязательна к просмотру раз в год под настоявшийся салат «Оливье». По прошествии 30-ти с лишним лет ловушки, которые расставляет Кевин для двух «мокрых бандитов» (Джо Пеши и Дэниел Стерн), вознамерившихся ограбить его дом, уже не кажутся детскими шалостями, однако, против поговорки «Мой дом — моя крепость» не попрешь. Любовь к комедии, снятой Крисом Коламбусом, обусловлена не только забавными моментами и милым Кевином. Фильм намного глубже — он о вечных ценностях — о семье, которую нужно беречь.
«Особенности национальной охоты» (1995)
Картина Александра Рогожкина о группе приятелей, приехавших к знакомому егерю, чтобы поохотиться и познакомить финского студента с русскими традициями, это полноценный фильм-анекдот, комедия-притча, досконально точно демонстрирующая все то, что может случиться на охоте при наличии водки. При этом курьезные ситуации не скатываются в пошлость, разговоры «за жизнь» полны философских рассуждений, а герои относятся друг к другу с большим уважением.
Великолепный актерский ансамбль — Алексей Булдаков, Семен Стругачев, Виктор Бычков, Вилле Хаапасало — сбацали истинно народную песню о мужской дружбе, о понимании, о единении с природой, о том, что для хорошего отдыха нужно совсем немного — настроиться на одну частоту. Цитаты — лакмусовая бумажка зрительской любви — мгновенно ушли «в народ»: «ну вы, блин, даете», «ну, за понимание!», «жить захочешь — не так раскорячишься», «кто финн?».
«Не шутите с Зоханом» (2008)
В любой подборке лучших комедий должен быть хотя бы один фильм с участием Адама Сэндлера, даже если вы не фанат его творчества. Актер и его проекты на любителя, и свидетельством этому — длиннющий список его номинаций и наград практически на две только премии: VTV Movie Awads и «Золотую малину». Итак, выбор пал на комедийный боевик Дэнниса Дугана об израильском суперспецназовце Зохане Двири, который мечтает сменить профессию и стать парикмахером. Инициировав собственную смерть, Зохан (теперь Скрэппи) летит в Нью-Йорк для воплощения планов в реальность, но прежняя жизнь просто так не отпускает.
Собираясь смотреть фильм с Адамом Сэндлером, важно помнить о специфике его юмора — на грани фола, ниже пояса и так далее. «Не шутите с Зоханом» — такой, что не отменяет его безумной комичности. Сэндлер оттягивается и наслаждается ролью супергероя, стилиста, дамского угодника и миротворца. Отлично подобранная музыка подчеркивает и дополняет «движ» на экране, а удачное дублирование позволяет шуткам не терять свою соль. Фильм «стебется» над всем и сразу, особенно над арабо-израильским конфликтом и терроризмом, но делает это удивительно по-доброму. Основная мысль комедии: мир, дружба, хумус.
«Мальчишник в Вегасе» (2009)
Еще один хит о чисто мужском времяпрепровождении — мальчишнике и его последствиях — снял Тодд Филлипс. Искрометная комедия о потерявших будущего жениха после бурной ночи в одном из казино Лас-Вегаса трех товарищах не устаревает с годами. Обычная история утреннего похмелья (дословное название фильма в переводе с английского) превратилась для Стю (Эд Хелмс), Фила (Брэдли Купер) и Алана (Зак Галифианакис) в настоящий детектив с расследованием и триллер с погонями и заложником.
Довольно большим плюсом при всех мытарствах друзей и щекотливых ситуациях является не скабрезный юмор и ровное повествование, а каждая новая сцена абсурдна и логична одновременно и при этом невероятно смешна. В год выхода у фильма был бешенный кассовый успех и обожание зрителей, что привело к созданию еще двух частей.
«Ты водишь!» (2018)
Комедийные ситуации случаются в жизни сплошь и рядом, но вот чтобы реальная история легла в основу сюжета комедии, бывает довольно редко. В комедии по реальным событиям «Ты водишь!» в центре сюжета находится группа старых друзей — дяденек хорошо за сорок, — которые не стареют душой и, в общем-то, телом. Давно состоявшиеся люди, они раз в году в течение месяца играют в «ловитка», в игру, начатую ими в 1983 году. Одного из них никак не получается осалить, а тут подворачивается возможность это сделать — чемпион женится. Комедия не хватает звезд с неба, но снята энергично, задорно, с экшен-сценами и слоу-мо. Судя по выражению лиц Джереми Реннера, Эда Хелмса, Джона Хэмма, Джейка Джонса и Хэннибала Береса, им этот активный квест пришелся по вкусу.