Данная статья посвящена рассмотрению структуры и основных элементов сценариев. Автор также рассматривает взаимосвязь между структурными элементами и фундаментальными элементами, раскрывая необходимость каждого из них. В статье приводятся принципы, показывающие важность каждого основного элемента сценария в создании единого кинематографического продукта. Более того, автор описывает основные теоретические парадигмы в драматургии кинематографа и раскрывает суть каждой части рассматриваемых моделей.
Киноискусство является очень многогранным профессиональным направлением, которое также находится на пересечении творческого подхода автора или нескольких авторов и технических возможностей, ограниченных определенным набором доступных инструментов и объемом финансирования. Более того, на создание кино оказывают влияние формирующиеся и сформированные тенденции в социуме, а также условия разработки киноленты. Данные факторы имеют непосредственное влияние на кино как на продукт индустрии, при этом под их эффектом формируются самые начальные стадии разработки кино: поиск идеи и написание сценария.
Хорошим примером влияния внешних условий на кинопроизводство может быть пандемия коронавирусной инфекции, во время которой многие страны ввели режим самоизоляции. В такой ситуации ряд производственных кинокомпаний и отдельных авторов изменили формат съемки кино в сторону включения как актуальной темы коронавируса, так и использования более компактных инструментов и специальных декораций, характерных для сложившихся условий проживания людей [1]. Данная тенденция развивалась как в художественном, так и в документальном кино.
Как отмечают эксперты, писатели и сценаристы, сценарий всегда используется в контексте драматургии и ее структуры, но важнейшей его частью остается история и диалоги. Описательная часть также необходима для качественной работы всей производственной команды, потому что именно к ней обращаются специалисты при создании деталей продукта.
Основные детали сценария
В процессе подготовки сценария автору необходимо работать преимущественно с пятью важнейшими составляющими, которые формируют итоговый продукт. Данные элементы рассматриваются экспертами в качестве отдельных направлений в работе над сценарием, но каждый из них оказывает взаимное влияние на все остальные, поэтому при работе над каждым элементом сценария автор должен учитывать особенности остальных его фундаментальных направлений.
Концепция сценария
Концепция — это первый элемент в создании сценария, представляющий собой основную идею или тезис, который пронизывает весь сценарий. Концепция может быть выражена в одном предложении и она определяет то, что итоговый кинематографический продукт должен передать зрителю. Эксперты отмечают, что концепция должна быть четкой, легко понятной, а автору необходимо удерживать ее в голове на протяжении всего времени написания сценария, все остальные элементы внедрять с учетом разработанной концепции.
Описание персонажей
Персонажи — это люди, животные или различные одушевленные предметы, которые являются главными героями сюжета. Они должны быть хорошо разработаны и иметь характеристики, которые делают их уникальными и запоминающимися. Хорошо разработанные персонажи отличаются системой мотивов и сформированными целями, которые помогают определить их действия и реакции на происходящее в сюжете [2]. Также необходимой характеристикой эффективно созданных персонажей является их возможность установить эмоциональную связь со зрителем, пробуждать в нем эмоции и чувства.
Сюжетные линии
Сюжет — это последовательность событий, которые происходят в развитии истории произведения и детально прописаны в сценарии. Качественный сюжет отличается логичными внутренними связями и развитием от начала до конца произведения. Также важной составляющей сюжета являются конфликты персонажей, повороты и разрешения конфликтов. Эти детали удерживают внимание зрителя и делают его заинтересованным в просмотре следующих сюжетных этапов фильма.
Диалоги
Диалог — разговор персонажей между друг другом в определенные моменты сюжета, взаимные реплики и прописанные реакции на слова друг друга. По мнению многих экспертов, задача сценариста — сделать диалог естественным, способным выглядеть таким образом, будто персонажи действительно говорят в реальной жизни. Их реакции должны гармонично вписываться в особенность поведения, контекста произведения и сложившейся на данном участке сюжета ситуации. Качественно продуманный диалог содержит информацию, которая развивает сюжетные линии персонажей, а также показывает их личностные характеристики, формируя эмоциональную связь со зрителем.
Кадры
Кадры — это визуальные элементы, которые появляются на экране согласно характеристикам, прописанным в сценарии. Необходимой особенностью описания кадров является простота для его понимания съемочной командой. Сценаристу важно сделать такое описание каждого кадра и сцены, чтобы режиссер и оператор могли правильно определить их задумку и понять, каким должен быть финальный вариант описываемой части фильма [3]. Более того, характеристики кадров также направлены на создание определенного настроения у зрителя, которое помогает раскрыть персонажа, показать развитие сюжета и сформировать эмоциональную связь, показать всю глубину заложенных в сцену смыслов и мыслей автора.
Модель создания сценария
Процесс создания сценария начинается с соотношения и взаимного влияния различных частей и единого целого, концепции. Эксперты называют данное явление “парадигмой драматургической структуры”. В стандартном представлении парадигма представляет собой схематическую модель развития сюжета и концептуальных деталей в ходе сценария. Также данная модель является фундаментальной для последующего процесса написания сценария, так как остается неизменной при включении в развивающуюся историю внешних факторов и новых элементов.
Классической сценарной парадигмой, по мнению многих экспертов, является модель Сида Филда, американского писателя и сценариста, автора известных научных трудов о технологиях и концепциях создания сценариев. В рамках данной модели все произведение разделяется на четыре основные части, а начало истории исходит из провоцирующего инцидента, который создает сюжетную завязку. Основной сюжет имеет два важных поворота, а также ряд ситуаций, которые призваны разогреть интерес зрителя. В стандартной модели поворотные элементы и небольшие разогревающие события находятся на равных расстояниях друг от друга, чтобы не создавать ощущение перенасыщенности событиями. Также подобное распределение необходимо для постепенного раскрытия персонажей [5]. Кульминация в парадигме Сида Филда находится в непосредственной близости к развязке, в финальной части сценария.
Также парадигма драматургической структуры в фильме или другом продукте индустрии кинематографа может предусматривать наличие дополнительных сюжетных линий. Введение вспомогательной сюжетной линии в общую модель предлагает Линда Сегер, всемирно известный консультант в области создания сценариев и кинематографии. Дополнительный сюжет, согласно данной модели, используется для лучшего раскрытия основной истории, он имеет тематическую связь, которая формируется зачастую через определенные структурные элементы сюжета [4].
Также рассматриваемая модель схематически отличается от парадигмы Сида Филда в вопросах структурного деления основной истории: в данном случае история разделяется на три основных акта с помощью развернутых сюжетных точек, начинается с экспозиции и заканчивается кульминацией и следующим за ней разрешением.
Список литературы:
1. Jhala A. Exploiting structure and conventions of movie scripts for information retrieval and text mining, 2008
2. Cour T., Jordan C., Miltsakaki E., Taskar B. Movie/script: Alignment and parsing of video and text transcription, 2008
3. Lee O. J., Jo N., Jung J.J. Measuring Character-based Story Similarity by Analyzing Movie Scripts, 2018
4. Van Rijsselbergen D., Van De Keer B., Verwaest M., Mannens E., Van de Walle R. Movie script markup language, 2009
5. Field S. Screenplay, 1982
Автор: Игорь Самойлов — Эксперт в области кинодраматургии, сценарист, писатель