Рецензия на фильм Чужой: Ромул. Чужой 1,5

AliExpress WW

Рецензия на фильм Чужой: Ромул. Чужой 1,5

Откровенно вам скажу, даже по прошествии лет я очень неоднозначно отношусь к двум лентам, которыми Ридли Скотт пытался расширить вселенную Чужих- речь об эпизодах «Прометей» и «Чужой: Завет» соответственно. С одной стороны, нужно признать, что Скотт действительно хотел развивать то детище, в кое он сам в своё время вдохнул жизнь, а не просто выжимать из него соки до тех пор, пока скрежет выдвижной челюсти ксеноморфа обращается для студии в звонкую монету. Ридли выбрал, хоть и рисковый, но весьма смелый подход, решив увести франшизу в более интеллектуальное русло- показал зрителям планету Инженеров, а также рассвет и печальный конец цивилизации этих высших существ; рассказал историю появления первых яиц, внутри которых зарождаются лицехваты, готовые молниеносно выпрыгнуть, как только какой-нибудь несчастный склонит свою голову над их оболочкой; порассуждал о том, насколько искусственный интеллект может превзойти человеческий и какими опасностями это чревато для людей, как для вида. В общем, зачатков интересных идей в этих фильмах было предостаточно.

С другой стороны, в них же было столько элементарных логических глупостей, которые просто-напросто мешали воспринимать две эти части как интеллектуальное кино. Картина с подзаголовком «Завет» стала апогеем этих глупостей. Знаете, когда я пересматриваю этот фильм, мне каждый раз становится смешно от напутственной речи, которую капитан корабля произносит своему экипажу после выхода из крио-сна, вещая о том, что в их миссии важна собранность, сплочённость и готовность к самым неожиданным поворотам событий. Смешно потому, что после произнесения этого напутствия члены команды «Завета» на протяжении двух часов наглядно демонстрирует полное отсутствие всех перечисленных качеств и ведут себя как сборище дилетантов, которых на расстояние пушечного выстрела нельзя подпускать к космическим судам, не говоря уж о том, чтоб отправлять их исследовать новые миры: спонтанное решение основать колонию на абсолютно незнакомой планете, хотя в навигаторе их корабля был проложен маршрут до другого мира, о коем у корпорации «Вэйланд» были хоть какие-то сведения; пренебрежение элементарными мерами безопасности, вроде ношения скафандра на неизведанной поверхности; паника, сумбур и хаос в действиях при любой мало-мальски внештатной ситуации; и вишенкой на торте поведение капитана, который то и дело акцентирует внимание на том, что он ярый христианин, но в ответственные моменты, когда нужно проявить свои лидерские качества и быть примером стойкости и здравомыслия для своего экипажа, ведёт себя как бесхребетный блаженный, рассуждающий по принципу «сами дров наломали, а Бог пусть как-нибудь разгребает».

Эти логические несуразности, на мой взгляд, перечеркнули все достоинства картины- нельзя построить что-то монументальное, пренебрегая элементарными вещами. Видимо, руководство студии «Fox», которая уже после выхода «Завета» была поглощена концерном «Disney», сочло подход Скотта дорогим и нецелесообразным, а потому для дальнейшего развития вселенной Чужих был приглашён куда менее именитый и амбициозный Федерико Альварес, а его проект с подзаголовком «Ромул» был представлен в качестве своеобразного моста между двумя первыми фильмами франшизы.

Действие ленты начинается в одной из шахтёрских колоний «Вэйланд-Ютэни», где сотрудники вынуждены за грошовую плату работать в адских условиях. На этой Богом забытой планете вместе со своим приёмным братом, неисправным андроидом устаревшей модели, живёт девушка по имени Рэйн, которая грезит о том, как однажды покинет её и отправиться в другой мир, где на небе есть солнце. Но все её надежды рушатся, когда руководство корпорации принудительно продлевает её рабочий контракт на длительный срок. Тогда Рэйн решает рискнуть и отправиться с группой таких же отчаявшихся молодых людей, ищущих лучшей жизни, на заброшенную исследовательскую станцию, зависшую аккурат над их колонией, в надежде отыскать там капсулы для крио-сна, коими их корабль не оборудован. Это дало бы им возможность отправиться на планету Ивага, где у них мог быть шанс начать всё с чистого листа. Однако, прибыв на исследовательскую станцию, Рэйн и её собратья по несчастью обнаруживают, что она не заброшена.

Если говорить без лукавства, знаете почему «Чужой: Ромул» был преподнесён как соединяющее звено между двумя первыми картинами?

Потому что для его создателей это просто удобно. Я отнюдь неслучайно озаглавил рецензию «Чужой 1.5», поскольку этот фильм совершенно не является самостоятельным и самодостаточным произведением. Он скорее похож на привлекательного яркого паразита, который, подобно лицехвату, крепко впился в первые части франшизы и банально не может существовать без них. Да, У Скотта в его начинаниях далеко не всё получилось, но ему в претензию однозначно нельзя было предъявить творческую трусость. Создатели «Ромула» же, напротив, сделали всё, чтобы пройти путём наименьшего сопротивления.

Федерико Альварес, который является давним адептом другого культового режиссёра, Сэма Рэйми, своих главных успехов добился на поприще малобюджетных ужастиков и триллеров. Вот и в контексте нового проекта о Чужих Федерико решил не изобретать велосипед, а сразу чётко очертил круг своих сильных режиссёрских сторон, за который и не подумывал выходить. По сути, он просто взял атмосферу жуткого камерного хоррора от первого фильма «Чужой» и элементы брутального напряжённого космического боевика «Чужие», да замесил их в один кислотный коктейль- так и получился «Чужой 1,5», который во многих сценах и сюжетных поворотах то и дело копирует своих легендарных предшественников.

Не буду умалять заслуг Альвареса, который во время работы над этой частью старался делать уклон в пользу использования практических эффектов, нежели компьютерной графики.

В частности, Федерико у себя в социальных сетях выкладывал видео с большим подвижным аниматроником, собранным в виде Чужого специально для съёмок фильма- выглядит действительно впечатляюще. Кроме того, в новой картине есть несколько отлично играющих на зрительском нерве сцен с нападениями полчищ лицехватов, да и от каждого появления самих ксеноморфов, с которыми главным героям то и дело приходится сталкиваться в узких коридорах космической станции, всё также захватывает дух.

Но, к сожалению, все эти технические достоинства- лишь красивая ностальгическая обёртка, за которой тщательно пытаются укрыть обычную сценарную лень. Снова в сюжетных хитросплетениях фигурирует несчастная жертва, в которою лицехват успевает отложить личинку паразита; снова Чужие основывают гнездо в укромном уголке космической станции, где они начинают плодиться быстрее кроликов; снова в качестве лидера выступает женский персонаж, который, превозмогая ужас, решает разворошить это гнездо, дабы спасти своих друзей (хоть Кэйли Спэни и мила, но на фоне прекрасной Сигурни Уивер, все её потуги строить из своего персонажа сильную женщину выглядят как детский лепет); снова в самый разгар противостояния людей и Чужих откуда-то всплывают алчные руководители «Вэйланд-Ютэни», которым позарез нужны ДНК ксеноморфов, а потому они всячески препятствуют их уничтожению (правда, на сей раз планы корпоративных боссов на пришельцев кажутся какими-то уж совсем сказочными).

Ко всем этим «снова» можно ещё прибавить настолько поверхностно прописанных героев, что когда кто-то из них попадает в лапы Чужого, то ему даже сочувствовать не хочется, ибо в большинстве из них изначально видишь не полноценных персонажей, а лишь потенциальных жертв ксеноморфов. Но венцом сценарной импотенции, конечно, стало то, как авторы решили обыграть сюжетную ветку главного злодея фильма: не желая (или же боясь) проявить хоть каплю креатива, они решили просто возродить с помощью CGI-технологий одного из знаковых для франшизы персонажей, чтобы при виде Чужого он снова с нескрываемым упоением в голосе воскликнул: «Совершенный организм!».

Да, на крохотный глоток свежего воздуха создатели всё же решились и показали новую гибридную особь ксеноморфа, обладающую не только животными инстинктами, но и высоким уровнем интеллекта, но в остальном «Чужой: Ромул»- это блуждание по лабиринтам памяти. Абсолютно всё в этом проекте, начиная с самого стержня сценария и кончая дизайнами помещений космической станции, и до боли знакомыми нотами в музыкальном сопровождении от Бенджамина Уоллфисча, направлено исключительно на то, чтобы погрузить фанатов этой вселенной в море ностальгии, а не дать ей какой-то новый неожиданный виток. Признаюсь честно, после выхода из кинозала волны этого моря накрыли и меня самого. Но уже на следующий день, когда это чувство схлынуло, я чётко осознал, что не узнал из этого фильма о пришельцах с кислотой вместо крови ничего нового.

Как ни прискорбно, но «Чужой: Ромул» так и остался на стадии необязательного соединительного звена между двумя по-настоящему большими шедевральными полотнами.

Вроде как, вид всей цепи это промежуточное звено не портит, но в тоже время есть стойкое ощущение, что эта цепь вполне обошлась бы и без него. Для сиюминутной финансовой выгоды этот проект подошёл идеально, ибо поклонники успели соскучиться по ксеноморфам, а эта лента выглядит как одна сплошная отсылка к двум самым знаковым фильмам франшизы, но говорить о какой-то долгосрочной перспективе развития вселенной тут в ряд ли уместно. Как бы мне не было приятно вновь увидеть Чужих на большом экране, но «Ромул»- это явно не фундамент для построения чего-то масштабного, а лишь маленький локальный проект, создатели которого очевидно очень боялись покидать зону комфорта. Возможно, что человека незнакомого с миром кислотнокровых пришельцев, эта лента и впечатлит, но меня же, как давнего фаната, она оставила, хоть и не в разочаровании, но в равнодушии. Авторы: Игорь Юрьев
Источник

AliExpress WW

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *