С какой целью люди смотрят байопики? Ответ кроется в самой основе данного жанра — подобные ленты дают возможность «заглянуть за кулисы» и узнать больше об определенной знаковой фигуре, о его личном и творческом пути, что, разумеется, уже само по себе представляет определенный интерес, а в случае, если речь идет о знаменитости с внушительной фанбазой — тем более. Мировая фильмография насчитывает бесчисленное множество подобных картин, весьма успешных как в творческом, так и в коммерческом плане в том числе; раз уж в этой рецензии речь далее пойдет о музыканте, то закономерно будет упомянуть среди подобных примеров два самых кассовых музыкальных байопика всех времен – «Элвис» База Лурмана и «Богемская рапсодия» Брайана Сингера, дополнительно принесшие всем участвующим, помимо внушительной прибыли, ряд престижных наград.
Разумеется, у большинства картин данного жанра есть свой неповторимый стиль и свои особенности, однако вышеупомянутая основа должна оставаться неизменной, в противном случае просмотр потеряет всякий смысл. Если же возомнить себя изобретателем велосипедов, то, увы, получится то, что представил на суд зрителей Брэдли Купер.
Леонард Бернстайн — культовая фигура для американской музыкальной сцены.
Создатель блистательной классики среди мюзиклов — «Вестсайдской истории»; автор монументальной «Мессы», созданной по просьбе первой леди США Жаклин Кеннеди; первый американец, которому выпала честь дирижировать на сцене Ла Скала; обладатель Премии Сименса, так называемой неофициальной «Нобелевской премии для музыкантов»; вот лишь малая часть его заслуг в контексте популяризации академической музыки. Казалось бы, с учетом всего этого неудивительно, что картина Брэдли Купера получила такое громкое название — «Маэстро»! Вот только ужасная ирония состоит в том, что при переносе его жизни на пленку от самого Маэстро по итогу практически ничего не осталось — ни впечатляющих творческих достижений, ни его уникальной натуры.
Будучи режиссером и сценаристом в одном лице, Купер, подобно криворукому портному, нещадно покромсал биографию несчастного, оставив только то, что, по его мнению, будет представлять интерес для оскаровских киноакадемиков. Несложно догадаться, что это нетрадиционная ориентация Бернстайна. Но вдвойне забавно то, что Брэдли не справился и с этой задачей; ведь вместо того, чтобы следовать заветам успешных гей-драм, он и здесь решил изобрести велосипед.
Личная жизнь композитора изображена в фильме в виде нелепейших по форме зарисовок (к примеру, одна из сцен выглядит паршивеньким оммажем Дэмьену Шазеллу и его музыкальному шедевру «Ла-Ла Ленд») и бессмысленнейших претенциозных диалогов; и все это под неудобоваримым соусом стиля, который режиссер видимо понимает под словом «авторский» (читать – черно-белая картинка, кривая съемка из-за какого-нибудь забора или из-под чьей-то коленки).
Как несложно догадаться, и основной личностный конфликт, вызванный гомосексуальностью главного героя, который является катализатором проблем в его семейных взаимоотношениях, не выстроен абсолютно. Бернстайн в версии Купера – весельчак и кутила, пользующийся всеобщим успехом, не особо отягощенный переживаниями по какому бы то ни было поводу, жизнь которого просто в какой-то момент начинает омрачать недовольство жены. Ни у зрителей, которых волнуют и интересуют проблемы самоопределения людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, ни тем более у тех, кому это в целом безразлично, главный герой скорее всего не вызовет ни малейшего сопереживания или сочувствия.
Следует ли говорить, что в реальной жизни на долю дирижера выпало куда больше трудностей и смятений – гомофобное общество тех годов не позволило бы ему построить такую успешную карьеру в случае наличия сомнений в его предпочтениях, поэтому Бернстайн очевидно испытывал на себе постоянное давление со стороны; известно, что в определенный момент жизни он даже прошел курс психоанализа для лечения от гомосексуализма.
Практически всю драматургию фильм оставляет на откуп жене главного героя, Фелиции Монтеалегре.
Кэри Маллиган, исполнившая данную роль, во второй половине картины безраздельно берет бразды правления в свои руки не только в актерском плане, но и, судя по всему, в сценарном. Иначе не находится другого логичного объяснения тому, что физические и моральные страдания ее героини в оставшемся часе хронометража выходят на первый план, а нелепые потуги Купера в авторское кино остаются далеко позади, уступая место крепким драматическим эпизодам. Именно великолепный актерский перфоманс Маллиган и временами даже отличные совместные сцены с Купером можно назвать, пожалуй, единственным светлым пятном данного фильма; они же и переводят его в разряд более-менее смотрибельных, хотя и окончательно превращают ленту из «Маэстро» в спин-офф «Жены».
Принимая во внимание все вышеизложенное, болтовня Купера о внушительной подготовке к роли Бернстайна, включавшей, помимо всего прочего, шесть лет обучения дирижированию, звучит не более чем пустым хвастовством и бессмысленной бравадой; ведь по итогу все, что осталось от этого на экране, это наделавший немало шума накладной нос. За всей напускной шелухой не видно ни малейшего уважения к фигуре Леонарда Бернстайна и к его творчеству, лишь ослепляющая жажда Брэдли Купера до оскаровских статуэток и отчаянная попытка присоединиться к сонму актеров, успешных как на режиссерском, так и на сценарном поприще.
«Маэстро» — это самая что ни на есть художественная пустышка, пополнившая ряды картин, созданных исключительно для наградного сезона.
Самое грустное то, что жертвой этих амбиций пала потенциально интересная история незаурядной креативной личности, внесшей значительный вклад в историю музыки. И, как ни прискорбно признавать, пока подобные низкопробные формулы работают и находят поддержку у киноакадемиков, такие фильмы и дальше будут присутствовать на кинопремиях в первых рядах, занимая места куда более достойных претендентов. 04.03.2024 Авторы: Ксения Михайлова