Рецензия на сериал Властелины воздуха. Двусмысленные записки военного авиатора

AliExpress WW

Рецензия на сериал Властелины воздуха. Двусмысленные записки военного авиатора

К деятельности «Apple» в сфере кино и тв-проектов можно относиться по-разному. С того момента как известная корпорация, занимающаяся производством различных мобильных гаджетов, запустила свой собственный стриминговый сервис прошло уже почти пять лет. За это время фильмы и сериалы, которые финансировала «яблочная» компания, неоднократно отмечались на самых престижных кинематографических премиях, в частности выигрывали премии «Оскар» и «Эмми». Однако, не смотря на эти безусловные успехи, я бы хотел рассмотреть деятельность «Apple TV» с другой стороны и выразить, возможно, не слишком популярное мнение.

Буквально за последние полгода стриминговый сервис поочерёдно выпустил три полнометражных картины, снятых известными режиссёрами- «Убийцы цветочной луны», «Наполеон» и «Аргайл». Во всех трех случаях бюджеты были, как говорится, с замахом на миллион, но творческая и финансовая отдача по итогу оказались от силы на червонец. Это навело меня на мысль о том, что на кинематографическом фронте у «яблочной» компании нет толковой стратегии. «Apple TV» на данный момент напоминает толстосума, не знающего куда девать деньги, у которого спонтанно вспыхивает интерес к новому увлечению (в данном случае это создание кино и сериалов) и, подобно нетерпеливому инфантильному человеку, желающему, чтобы все его хотелки осуществились по взмаху волшебной палочки, он начинает беспорядочно сорить баблом, заманивая к себе множество талантливых людей, дабы они по-быстрому создали из его компании узнаваемый кинематографический бренд. Ни в коем случае не говорю, что такой подход является чем-то крамольным, но репутация серьёзного успешного кинопроизводителя измеряется отнюдь ни одним лишь толстым кошельком.

К чему я вообще завёл этот разговор? Да просто решил озвучить те мысли, что роились у меня в голове перед началом просмотра масштабного военного сериала «Властелины воздуха», для работы над которым «Apple TV» привлекли двух заслуженных голливудских ветеранов в лице Стивена Спилберга и Тома Хэнкса (оба выступили в качестве продюсеров).

Этот проект рассказывает о группе американских лётчиков, пилотирующих бомбардировщики, которые в самый разгар Второй мировой войны отправляются из Соединённых Штатов на Британские острова, дабы помочь войскам союзников приблизить разгром гитлеровской Германии. Повествование в сериале ведётся от лица Гарри Кросби- штурмана служившего на одном из самолётов, входивших в состав сотой бомбардировочной группы, а после нескольких боевых вылетов переведённого на работу в штаб. Увидев долгожданную капитуляцию фашистской Германии, Кросби вспоминает о подвигах и героизме своих сослуживцев и об ожесточённых воздушных боях, гремевших в небе над разными уголками Европы похлеще самых жутких и неистовых ураганов.

Если говорить о плюсах сериала, то главным и беспрекословным достоинством «Властелинов воздуха» стала впечатляющая техническая сторона

Видно, что специалисты по спецэффектам и постановщики воздушных баталий сделали всё от них зависящее, дабы погрузить зрителя в атмосферу тесной кабины бомбардировщика (к слову, сами лётчики окрестили эту разновидность воздушных судов «летающими крепостями» из-за их внушительных размеров), а также подробно показать работу каждого члена экипажа, начиная с пилотов и заканчивая штурманами и пулемётчиками. Если эта часть сериала выполнена и не на безукоризненном уровне, то однозначно остановилась где-то в одном крохотном шажке от наивысшей оценки. Роскошные и захватывающие воздушные съёмки вкупе с прекрасным музыкальным фоном и классной операторской работой не дают оторвать глаза от экрана ни на мгновение, удерживая нужный градус напряжения до самой посадки на землю.

Возможно, что люди, которым самим доводилось работать в военной авиации, смогут найти какие-то неточности

Но тут куда более ценна даже не достоверность, а то как создатели «Властелинов воздуха» сумели показать всю опасность авиаторского ремесла. Членам экипажей, выполнявшим боевые вылеты на вражескую территорию, отнюдь не просто так старались создать максимально комфортные условия пребывания на базе, ибо те несколько часов, что им предстояло провести в небе, выполняя задание, превращались в сущий ад. Как только бомбардировщики подлетали к неприятельским границам, то небо вокруг сразу же начинало содрогаться выстрелами зенитных установок, от огня которых «летающим крепостям» в силу низкой манёвренности было нереально увернуться, а затем, по мере приближения к цели, их со всех сторон начинали терзать истребители врага.

То есть, боевые машины попадали в такой замес, где ни один из членов их экипажа уже не был хозяином собственной жизни. Бомбардировщики отправляли на задания большими группами в том числе и по той причине, что если хотя бы половина из них доберётся до места сброса бомб, то это уже будет большой удачей. А, если кому-то из людей на борту сбитого судна чудом удалось выжить и катапультироваться над недружественной территорией, то ад в небе сменялся для этого несчастного адом на земле, ибо как только он касался её поверхности, у него было лишь три незавидных пути- либо прятаться, уповая на помощь неравнодушных людей, либо плен, либо смерть.

В годы Второй мировой для пилотов была установлена норма в двадцать пять боевых вылетов- лишь при достижении этой отметки им дозволялось покинуть службу и вернуться к жизни на гражданке (ближе к концу войны это число увеличилось до тридцати). Думаю, что это число лучше всего передаёт всю тяжесть того бремени, что ложилось на плечи людей этой профессии- они должны были двадцать пять раз побывать в небесном аду и вернуться обратно. Лишь единицам посчастливилось достичь этой отметки. Кстати, на почве извечного вопроса многих главнокомандующих о том, что же важнее- максимально эффективное выполнение боевой задачи, или же сохранение личного состава,- у американцев и англичан были показательные расхождения.

Американские экипажи совершали вылеты в стан неприятеля днём, дабы выполнению задачи не мешала плохая видимость, хотя при этом и сами их самолёты были у врага как на ладони, тогда как английское командование отправляло своих людей на подобные вылеты лишь по ночам, дабы у них было больше шансов вернуться. В общем, различные тонкости лётного дела, а также тяготы и препятствия, с которыми могли столкнуться экипажи «крепостей» при выполнении боевых задач, показаны очень занимательно, а шикарно воссозданные воздушные баталии стали главным украшением сериала. За этот аспект создатели «Властелинов воздуха» безусловно заслужили самых лестных отзывов.

Но, если техническая часть проекта мчится вперёд на всех парусах, то вот художественная сторона за ней, к сожалению, не поспевает

Как только действие «Властелинов воздуха» переносится с объятых дьявольским огнём небес к делам земным, то сериал сам становится похож на подбитый самолёт, который все участники творческой команды, подобно заправским лётчикам, всеми силами пытаются как можно дольше удерживать в воздухе, дабы отсрочить неизбежное падение. Вот честно, начав анализировать первые пять серий (а это, на минуточку, больше половины от всего сезона), я пришёл к неутешительному выводу, что, кроме нарезки из сочных воздушных сцен, у меня в голове, в общем-то, ничего не отложилось. Повествование ведётся несколько сумбурно, от чего все попытки выстроить историческую хронологию терпят крах. Но, что ещё хуже, учитывая столь болезненную тематику, сериалу отчаянно не хватает драматургии. Вообще, из фильмов на схожую тематику я бы порекомендовал ознакомиться с прекрасной советской лентой «Хроника пикирующего бомбардировщика», где одну из ролей исполнил несравненный Олег Даль,- повседневная жизнь военных лётчиков за пределами самолёта в ней показана куда более красочно и занимательно.

А уж та часть истории, что происходит в лагере для военнопленных, куда попадают несколько американских пилотов, вообще вызывает изрядное недоумение. Судя по тому, что показали во «Властелинах воздуха», немецкий лагерь в годы Второй мировой был больше похож на курорт- пленники, предоставленные сами себе, свободно и бесконтрольно разгуливают по всей его территории, а для их культурного досуга организована библиотека. И немцы то все настолько шёлковые, что позволяют заключённым огрызаться в свою сторону и высказывать всяческие недовольства? Серьёзно? Для полноты картины не хватало лишь показать, как тюремщики и пленные вместе лепят снежных ангелов. Ну и, само собой, не обошлось в сериале и без лёгкого налёта показного напыщенного патриотизма, апогеем которого стала сцена с поднятием американского флага над одним из концентрационных лагерей прямо во время боя. Тот кичливый пафос, с которым был показан момент водружения звёздно-полосатого знамени на флагшток, возвышающийся над немецкой землёй, уже давно стал визитной карточкой многих американских режиссёров, снимающих кино о войне. Учитывая вышеописанные странности, на страничке «Властелинов воздуха» в строке «жанр» было бы вполне уместно написать «военная драма с элементами фэнтэзи»

Если пройтись по актёрским персоналиям, то тут я тоже ничего выдающегося не увидел

Яркими перфомансами, несмотря на наличие в актёрском составе нескольких громких имён, проект не порадовал. Одним из первых вопросов, всплывших у меня в голове после завершения просмотра, был связан с участием Барри Кеогана- для чего он вообще был приглашён в этот сериал? Не подумайте, это камень ни в огород Барри- он то как раз своей последней лентой «Солтберн» лишь укрепил статус одного из самых ярких и одарённых актёров своего поколения. Вот только проявить свои лучшие стороны и, так сказать, показать товар лицом, у него попусту не было возможности, ибо во «Властелинах воздуха» ему досталась небольшая роль второго плана, которую для актёра с таким огромным потенциалом можно смело отнести в разряд «проходных». Чтоб вы понимали, участие Кеогана в сериале ограничилось всего тремя сериями, да и в тех он был далеко не первой скрипкой. Честно, со стороны создателей это кастинг-решение выглядит как банальное желание завезти в свой проект модного, стремительно набирающего популярность актёра, дабы привлечь дополнительную аудиторию. Творческих причин для такого выбора актёра я, увы, не вижу, ибо про игру Барри и сказать то особо нечего- он здесь присутствует лишь как громкое имя в титрах, не более.

А вот другое молодое дарование, коим считается Остин Батлер, исполнивший роль лётчика Гейла Клевена, оправдать малым количеством экранного времени уже не получится, ибо на его плечи легла одна из главных ролей. Однако, его выступление получилось не очень убедительным. Справедливости ради отмечу, что во многом ему помешала крайне странная работа гримёров, которые, по всей видимости, решили, что Батлер всё ещё находится на съёмочной площадке фильма об Элвисе Пресли, и по инерции продолжили лепить из него гламурного исполнителя и секс-идола. Знаете, возможно, я чересчур придирчив, но мне кажется, что человек, который несколько лет воевал, поучаствовал в двух десятках боевых вылетов и побывал в немецком плену не должен выглядеть так, словно он прямиком из концлагеря может отправиться щеголять по подиуму, демонстрируя эффектные наряды на каком-нибудь показе мод. Говоря о ветеране длительных боевых действий, невольно представляешь себе кого-то измождённого, но глядя на свежее румяное лицо и стильно уложенные волосы Батлера, я вижу обычного стилягу, нацепившего на себя лётную форму. Не могу сказать, что Остин играет плохо, но такой внешний вид мне лично мешал всерьёз воспринимать его персонажа в качестве боевого лётчика и героя войны.

Пожалуй, единственный член актёрского ансамбля, которого можно отметить с положительной стороны, это Каллум Тернер (вы можете помнить его по роли брата Ньюта Саламандера во франшизе «Фантастические твари и где они обитают»). Сыгранный им пилот Джон Иган определённо относится к тем людям, про которых говорят, что они «без царя в голове»- рисковый, непредсказуемый, эксцентричный, но при том не обделённый лидерскими качествами и умением мотивировать сослуживцев. Собственно, один из главных акцентов, поставленных в сериале, делается как раз на крепкой дружбе между Иганом и Клевеном, которую они смогли пронести через все суровые испытания войны. За исключением непосредственно воздушной темы, являющейся безоговорочным столпом всего сериала, сюжетная ветка о дружбе, прошедшей закалку тяжёлыми боями в небе и изнурительным пленом на земле, однозначно стала самой душевной. Но, опять-таки, на тему историй о боевых товарищах, прошедших войну и сумевших живыми вернуться с фронта, есть куда более сильные картины, и на их фоне «Властелины воздуха» просто меркнут.

Да и в целом, сколько замечательных нетленных шедевров на тему Второй мировой войны уже было снято (кстати, и Спилбергом в том числе), что всё показанное в сериале рядом с ними выглядит несколько блекло. Повторюсь, техническая сторона «Властелинов воздуха», конечно, очень впечатляет, но, к сожалению, это чуть ли не единственное их звено, которое делает просмотр мало-мальски увлекательным. Создателям просто нечего предложить зрителю кроме сочной картинки и напряжённых воздушных баталий. Если бы это был полнометражный фильм длиной в два часа, то вопросов бы не было. Но мы всё-таки говорим о проекте, на просмотр которого придётся потратить почти десять часов своего драгоценного времени- естественно, ты ожидаешь, что он сможет похвастаться не только визуальной составляющей.

«Властелины воздуха» не стали сколь-нибудь действительно значимым событием для мирового кинематографа

Вероятней всего, уже через год этот сериал будет предан забвению, предварительно получив несколько дежурных технических наград и номинаций на престижных премиях. Изначально я собирался поставить рейтинг в «6» баллов, но исключительно за труд постановщиков воздушных баталий и мастеров по спецэффектам решил накинуть ещё балл- итого «7». Проект бесспорно снят качественно и масштабно- видно, что на широкий бюджет «Apple» и на сей раз не поскупились. Но до категории «must see» он однозначно не дотягивает. Авторы: Игорь Юрьев
Источник

AliExpress WW

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *