Начнем от печки. «Внутри убийцы» — экранизация одноименного романа Майка Омера, начинающего трилогию о профайлере из ФБР Зоуи Бентли, в отечественной версии Зои Волгиной. 44-летний израильский романист считается признанным мастером криминальных романов, хотя пишет и в иных жанрах, о его популярности в мире свидетельствуют тиражи книг, переведенных на многие языки, многократное появление в списках бестселлеров, востребованность/скачиваемость электронных версий книг, ряд профессиональных наград. Не знакома , к сожалению, с прозой Омера, но его фанаты говорят, что российская экранизация сделана очень близко к тексту.
Не сомневаюсь в этой точности, поскольку режиссер Владимир Мирзоев принадлежит к числу очень внимательных и креативных читателей, судя по экранизации пушкинского «Бориса Годунова» 2011 и недавних «Топей». В центре истории молодой профайлер, крепкий профессионал, но девушка колючая, самоуверенная, по причине излишней резкости неприятная в общении, в некотором смысле неприступная, одержимая серийными убийцами. Собственно первая часть трилогии сосредоточена не только на ее работе, но и на том, как дойти до жизни такой.
По стилю экранизация — почти классический нуар-триллер мирового уровня.
Создатели сериала в интервью много рассказывали о процессе перенесения «американского» романа на русскую почву. Эти перенесения случились хороши и удачны, но нельзя на заметить, что касаются они формы (от русских имен персонажей до локаций современного Питера), но не сути истории, которая в российской версии остается вполне универсальным мировым бестселлером без особых явных привязок к России. В конце концов и маньяки явление универсальное и космополитичное. Полагаю, что сознательное приятие этой универсальности позволило авторам проекта освободиться от детального погружения в российский быт и сугубо русскую ментальность и создать некий альтернативный антураж, «альтернативный реализм», не нуждающийся в переводе на другие языки.
Говоря словами Хичкока, непревзойденного Мастера нуар-триллеров и главного эстета от кинематографа, кино это жизнь с которой вытерли пятна скуки. Замечу, что «альтернативный реализм» является востребованным трендом в современном российском кинематографе и блестяще работает во многих проектах, от «Мастера и Маргариты» до «Майора Грома». И в конечном итоге «Внутри убийцы» это не созданные той же творческой командой «Топи», выросшие на сугубо русской почве и локализованные в русской вымирающей глубинке. Уверена, что питерского реализма будет достаточно в следующем проекте команды «Преступление и наказание» по роману Достоевского.
Коль скоро речь зашла о «Топях» — «Внутри убийцы» прямой идеологический наследник этого сериала при всей несхожести формы (мистическая утопия vs true crime). Только в «Топях» зрители заглядывали внутрь собственной бездны, а в нынешнем сериале внутрь чужой бездны. В этом контексте прямые отсылки к «Топям» в 4-м эпизоде более чем уместны. Персонажи истории при всей их несхожести никоим образом не являются антиподами, здесь, как в жизни, нет героев и злодеев, в некоторым смысле все они заложники и разные версии маньяка с тяжелым психологическим грузом.
Грузом клинически страшного детства, грузом неизбежной профессиональной деформации, грузом случайных профессиональных ошибок. И справляются они со своей неполноценностью или ущербностью доступным каждому из них способом — серийный убийца пускает кровь, профайлер рефлексирует, спецвгент-следователь носит маску ловеласа и метросексуала. Коллективная психотерапия не помешала бы всем. Процесс расследования собственно движим их прихотливым сродством друг к другу. Об актерах. Тихон Жизневский (Тимофей Волох) обладает столь сильной и светлой природной харизмой, что спрятать этот дар в шкуре полицейского не представляется возможным, да даже и в шкуре убийцы-рецидивиста или «замороженного» киллера не удалось бы.
Здесь его персонаж самостоятельной самодостаточной ценности всё же не имеет, он больше инструмент для раскрытия персонажа, которого сыграла Анастасия Евграфова (Зоя), которая по сюжету и в сериале некий черный ящик, приоткрывающийся на короткое мгновение в финале и вспышками по ходу истории благодаря эротическим фантазиям, объектом которых является Волох. То, что персонаж Анастасии Евграфовой и по сюжету, и в сериале крайне закрытый и ускользающий от эмоционального контакта со зрителем, хорошо работает на историю — оставляет пространство для воображения.
Сам же Волох обретает бОльшую определенность и конкретность благодаря не в последнюю очередь деду (Станислав Шакуров), их специфическим отношениям и шикарному дуэту. Что до серийного убийцы — раскрытие тайны его личности за некоторое время до финала, что не принято обычно, неожиданно, но также хорошо работает на историю. В продолжение тезиса об альтернативном реализме — фильм стильный и эстетский. Это касается и урбанистических панорам, и внутренних интерьеров, и бесконечной череды крупных планов, без слов создающих психологические портреты персонажей.
Оператор Василий Григолюнас творит Красоту.
Если выбирать между стилем (изяществом) и реализмом, то в случае с этим сериалом я сторонник стиля — мы находимся не внутри конкретного физического пространства, а внутри убийцы, пространство остается по краю сознания. При подготовке рукописи трилогии Омер перечитал, с его слов, массу литературы о профайлерах-охотниках за разумом и о серийных убийцах. В том числе Джеффри Дамере, которого зрители знают по фильму «Палач Дамер» 2002, где Джереми Реннер сыграл одну из своих лучших титульных ролей, и сериалу «Монстр: История Джеффри Дамера», где солировал Эван Питерс. О Теде Банди (прообраз Ганнибала Лектора в «Молчании ягнят» и Патрика Бэйтмана в «Американском психопате») и других.
Что касается экранных профайлеров, самым интригующим сериалом можно с уверенность назвать американский сериал, стартовавший в 2005, «Мыслить как преступник». Поздравляю авторов проекта с успехом и жду продолжения! 23.03.2024 Авторы: Татьяна Федотова