В уходящем 2023 году произошло немало драматических и вдохновляющих событий, и одним из последних стало существенное укрепление позиций российского кинематографа. Причем, произошло это не только в отечественном прокате, в этом уже нет ничего нового, но и в столь сложной среде, как телевизионные сериалы. Означает ли это, что наша киноиндустрия сделала правильные выводы и воспользовалась историческим шансом после ухода с рынка крупных иностранных киностудий, в первую очередь голливудских? Очень хочется на это надеяться.
Предвосхищая скептические комментарии в духе «все это из-за отсутствия нормальной конкуренции», советую обратиться к списку самых кассовых кинопроектов российского проката, первая десятка которого сформировалась еще до голливудского исхода. Лидером с 2019 года являлась российская комедия «Холоп» с ее тремя миллиардами рублей. В списке прекрасно себя чувствовали «двухмиллиардники» «Движение вверх», «Т-34» и вся серия «Последний богатырь», то есть, присутствовали фильмы самых разных жанров. Объяснить их успех недостатком конкуренции никак не получится, так как в это же время во всем мире доминировали экранизации комиксов Марвел, оставившие свой яркий след и в России.
Что же касается 2023 года, то в ТОП-10 фильмов российского проката ворвались сразу три дебютанта. Это были «Вызов», первая в истории игровая кинолента, созданная в космосе, экранизация русской сказки «По щучьему велению», ну, и конечно, буквально выпотрошивший карманы зрителей «Чебурашка» с его чудовищными 6,7 миллиарда рублей. Лишь эта троица заработала для отечественной киноиндустрии больше 10 миллиардов рублей, подготовив хорошую почву для будущих блокбастеров и подтвердив колоссальный интерес к отечественной кинопродукции.
Все это позволяет ожидать в наступающем 2024 году новых впечатляющих достижений, тем более, что россиян ждут такие потенциальные отечественные хиты, как «Холоп 2», «Бременские музыканты», «Воздух», «Лед 3», «Летучий корабль», «Сто лет тому вперед» и многие другие. Не исключено, что грядущий год станет по-настоящему переломным для нашего кинопроката, и у нас произойдет то, что уже случилось на других крупных рынках, например, в Китае, где продукция собственного производства окончательно вытеснила голливудскую.
Что касается сериалов, то, несмотря на появление весьма крепких шоу, созданных российскими стриминговыми компаниями, конкуренция с иностранными многосерийными проектами все еще чрезвычайно сложна. Не только в силу несопоставимых бюджетов. не позволяющих снимать российские «Дом дракона» и «Одни из нас», но и отсутствия концепций, которые были бы настолько востребованными у российских зрителей. Недостаточно просто стряхивать пыль с хитов прошлых лет и выпускать «Папины дочки. Новые» или реанимировать Катю Пушкареву, нужны серьезные инвестиции в новые идеи и сценарии.
А о том, что такой потенциал есть, наглядно свидетельствует феноменальный успех сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», популярность которого шагнула далеко за пределы России, а в некоторых сопредельных странах и вовсе вызвала почти экзистенциальный культурный кризис.
Только нужно что-то срочно делать с актерской школой. Точнее с самыми юными и еще не слишком испорченными эстетикой социальных сетей и манерами «лидеров мнений» ее представителями. Возрождать понятия «сценическая речь», «пластика», «хореография» и прочие базовые навыки, чтобы наши актеры не говорили в костюмированных исторических фильмах и сериалах на современном суржике с интонациями из Тик-Тока и не двигались в кадре с грацией слона в посудной лавке. Это серьезно, дорого и начнет приносить плоды спустя годы, но это абсолютно необходимо, чтобы сделать этот последний шаг к победе.28.12.2023 Авторы: Андрей Воронцов