Состоялась премьера первого трейлера фильма «Онегин», одной из немногих экранизаций совершено гениального произведения Александра Пушкина. Сразу после просмотра ролика, который одновременно представил исполнителей ключевых ролей, возникло ровно два вопроса. Зачем было настолько «состаривать» главных героев бессмертной классики, и зачем было настолько искажать литературный первоисточник вместо того, чтобы снять, скажем… приквел.
Для начала очень режет глаз весьма своеобразный подбор актеров, которые, при всем уважении к самим артистам, совсем не соответствуют пушкинским образам. Евгения Онегина играет прекрасный во многих амплуа Виктор Добронравов, которому, на секундочку, в 2023 году исполнилось 40 лет, и на экране это невозможно скрыть даже при помощи ухищрений гримеров и стилистов. А ведь у Пушкина есть вполне четкое описание героя.
«Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов…»
То есть когда происходят основные события, ему всего 26 лет. Что касается Владимира Ленского, того самого «красавца в полном цвете лет», то он должен быть не только на восемь лет младше своего приятеля и будущего убийцы, но и обладать густыми «кудрями черными до плеч», чего, увы, в версии почти 30-летнего Дениса Прыткова не наблюдается. С девицами на выданье все несколько сложнее, так как прямого указания на возраст Татьяны (Елизавета Моряк) и Ольги Лариной (Татьяна Сабинова) в романе нет. Лишь в одном из писем своему другу Вяземскому поэт уточняет, что его мечтательной героине всего 17, а следовательно, Ольге 16.
Существуют и более экзотические версии, предполагающие, что персонажи еще моложе, так как о 26-летии Онегина Пушкин пишет ближе к финалу, и говорит о роковой дуэли в прошедшем времени. А значит сестрам Лариным и того меньше, возможно, 14 и 13 лет. На это якобы намекают и рассуждения поэта:
«Все те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!»
Однако эти строфы не относятся к Татьяне Лариной напрямую, но лишь описывают среду, современную самому Пушкину. Как и откровения няни Татьяны о том, что ее выдали замуж в 13 лет, а ее супруг был и того моложе. Поэтому будем придерживаться так сказать «официальной точки зрения»: Онегину 26, Ленскому — 18, Татьяне и Ольге Лариным — 17 и 16 соответственно. То есть сыграть их должны были студенты актерских факультетов, в крайнем случае, недавние выпускники.
Что касается стремления адаптировать пушкинские строки для «искушенного поколения зрителей», то если под этим подразумевалась совершенно современная манера речи и обороты, присущие началу XXI века, то с этой задачей создатели «Онегина» явно справились. Но, ради бога, что в оригинальном воздушном слоге и стихотворном ритме Александра Сергеевича оказалось бы непонятным и сложным для восприятия нынешнего поколения любителей кино? Удивительно, но ответ есть у самого Пушкина в том же самом романе, который столь рьяно взялся экранизировать режиссер Сарик Андреасян — «Лихая мода, наш тиран, Недуг новейших россиян».
У «Евгения Онегина» может быть приквел
С учетом всего вышесказанного напрашивается довольно простой вывод: а не проще ли было снять своего рода предисловие к пушкинскому шедевру? Ведь в этом случае не пришлось бы «адаптировать» текст, да и возраст исполнителей главных ролей не имел бы такого значения.
О чем мог быть такой приквел?
Например, о столь любимом ныне кинематографистами «становлении героя», своего рода «Начало» или «Призрачная угроза», если манипулировать терминологией двух очень популярных голливудских франшиз. Ведь детство и юность Онегина, а также среда, в которой он приобрел именно эти черты, довольно подробно описаны. В первых главах содержится немало намеков на его прежние романы, в том числе и с замужними дамами, детально рассказывается о его быте, привычках и пристрастиях. Судя по точности, с которой он поразил Ленского, Онегин прекрасно владеет огнестрельным оружием, а значит, он где-то приобрел этот опыт?
А сложные взаимоотношения с отцом, который «понять его не мог» и «промотался наконец»? А тот самый дядя «честных правил», который, судя по всему, являлся полной противоположностью своего брата и отчего-то предпочитал сельское уединение столичным баллам и салонам? Каким образом он нажил такое колоссальное состояние и почему сделал именно племянника, с которым вряд ли поддерживал тесную связь, владельцем «заводов, вод, лесов, земель»?
Словом, огромный простор для фантазии в любом жанре. Но пока имеем то, что имеем — великовозрастных персонажей, со стилизованными под историческую эпоху современными стрижками и макияжем, говорящих на «псевдопушкинском» суржике и перемещающихся в «псевдоисторических» интерьерах. Конечно, не исключено, что в самом фильме все будет совсем иначе, но вероятность это счастливого преображения крайне мала. Узнаем 7 марта 2024 года, когда «Онегин» выйдет в прокат.29.11.2023 Авторы: Андрей Воронцов