Битва за Москву — один из ключевых эпизодов Великой Отечественной войны и Второй мировой вообще. Именно после того, как Советский Союз продемонстрировал свою способность остановить казавшуюся непобедимой и неудержимой германскую военную машину, стало понятно, что план блицкрига не сработал. Многие исторические события берут начало именно с этого разгрома, и, помимо военного значения, он произвел огромное впечатление на весь мир, подняв боевой дух Красной Армии и союзников по антигитлеровской коалиции. Конечно, кинематограф, особенно отечественный, не мог не отметить все это в значительном количестве кинолент, некоторые из которых стали классикой своего жанра. И если в преддверии 80-летия этой грандиозной операции кому-то из любителей кино захочется освежить в памяти лучшие фильмы о битве за Москву, издание «Новости кино» предлагает ознакомиться со своей подборкой.
«Битва за Москву» (1985)
Двухсерийная киноэпопея Юрия Озерова занимает особе место в перечне. И в силу того, что это один из самых масштабных советских фильмов, посвященных войне, и в силу того, что она создавалась в сотрудничестве с кинематографистами множества стран, в том числе ГДР, Чехословакии, Вьетнама и других. В качестве основы для сценария использовались мемуары маршала Георгия Жукова, а также воспоминания других участников этих грандиозных событий. В первой части под названием «Агрессия» впервые рассказывается о том, что агентура в Европе и Азии предупреждало советское руководство о грядущем нападении, а работавший в Японии разведчик Рихард Зорге точно называл дату вторжения, однако Сталин не поверил этим донесениям, что привело к многочисленным и неоправданным жертвам.
Во втором фильме «Тайфун» раскрываются детали германского плана по захвату Москвы и демонстрируются этапы самой битвы. В картине находят отражение решения которые принимались на высшем уровне и героизм простых солдат, обороняющих столицу. Естественно, из-за отсутствия к моменту съемок образцов немецкой техники этого периода, ее «роль» в основном играют задекорированные танки Т-34.
«Небо Москвы» (1944)
Экранизация одноименной пьесы Георгия Мдивани, в которой рассказывается история лейтенанта Ильи Стрельцова, который после окончания летной школы в сентябре 1941 года получает назначение в истребительный авиаполк, прикрывающий небо над столицей. Во время одного из тренировочных полетов он умудряется сбить немецкий самолет, за что получает прозвище «Счастливчик». Стрельцов рвется в бой, но его долго не допускают к боевым вылетам. Он подозревает, что командир эскадрильи придирается к нему, так как тоже влюблен в медсестру Зою. Но уже в октябре в воздушном бою ему удается сбить один и таранить другой немецкий самолет, за что его награждают званием Герой Советского Союза.
Фильм будет любопытен для всех любителей военной авиации, так как в его создании принимали участие настоящие пилоты, а в кадре появляются боевые машины, некоторые из которых, в том числе знаменитая «Чайка» уже были сняты с производства.
«Разгром немецких войск под Москвой» (1942)
Документальный фильм, смонтированный из кадров кинохроники, запечатлевших ход боевых операций с октября 1941 по январь 1942 года. Проект создавался по личному указанию Сталина, который в ноябре 1941 года потребовал запечатлеть мощный удар, который советские войска намеревались нанести немцам под Москвой. В его создании участвовало множество фронтовых кинооператоров, перед каждым из которых стояла своя задача. Одни снимали строительство оборонительных рубежей, другие — военачальников, третьи — наступательные операции и освобождение населенных пунктов, четвертые — работу оборонных предприятий.
По распоряжению Сталина дикторский текст, который показался ему слишком агитационным, был заменен на более сдержанный. В феврале 1942 года фильм вышел в отечественный прокат, а летом — в международный. «Разгром немцев под Москвой» произвел большое впечатление в США и стал первой советской кинолентой, удостоенной премии «Оскар» в категории «лучший документальный фильм».
«Живые и мертвые» (1963)
Фильм снят по мотивам первой части одноименного романа Константина Симонова. В нем иллюстрируется история боевых действий с момент начала Великой Отечественной войны до Битвы за Москву. В центре сюжета фронтовой корреспондент Иван Синцов (Кирилл Лавров), который становится свидетелем отступления частей Красной Армии на первой этапе войны и несколько раз оказывается в окружении. Однако по мере продвижения врага к столице, сопротивление становится все более упорным, и на пути главного героя встречаются командиры, которые своими действиями убеждают его в том, что немцы могут быть не только остановлены, но и разбиты. Не считая себя возможным оставаться лишь сторонним наблюдателем, Синцов идет в бой в качестве простого рядового.
Именно в этой ленте, пожалуй, впервые в отечественном кинематографе без прикрас была показана тяжелейшая ситуация начала войны. Сам Симонов отмечал в предисловии к одному из изданий, что дописывал третью книгу этого цикла, во многом ориентируясь на образы, созданные актерами вышедшей ранее экранизации.
«У твоего порога» (1963)
В этом фильме, основанном на реальных событиях, рассказывается об одном из героических эпизодов обороны Москвы. Действие происходит осенью 1941 года. Несколько зенитных батарей, ранее отвечавших за противовоздушную оборону столицы, переброшены в район Лобни с приказом предотвратить наступление немецких танков. Один из расчетов занял позицию неподалеку от дома, в котором жила женщина с тремя детьми. В решающем сражении в начале декабря зенитчикам пришлось сдерживать натиск десятков танков пытавшихся прорваться при поддержке моторизованной пехоты. И всех орудий уцелело, будучи сильно поврежденным, только одно, но вражеская атака была отбита.
В отличие от многих иных советских фильмов, для съемок этого действительно использовались сохранившиеся образцы немецких машин PzKpfw IV и PzKpfw 38, а для придания реалистичности создателями картины записывались реальные стрельбы из 85-миллиметровых зенитных орудий на полигоне.
«Рожденная революцией» (1974) (серия «В ночь на двадцатое»)
В седьмой серии этого знаменитого многосерийного телефильма речь идет об одном из самых трудных периодов Битвы за Москву. События происходят в середине октября 1941 года, когда в связи с приближением немецких войск город охватили панические настроения, произошел всплеск мародерства и бандитизма. Руководство столичной милиции было наделено особыми полномочиями для поддержания порядка в осажденном городе, в котором уже не работало большинство предприятий, магазинов и даже метро. Специальные отряды стражей порядка получили приказ поступать с преступниками, по законам военного времени, то есть расстреливать на месте без всякого суда и следствия. Помимо правонарушителей органам внутренних дел приходилось иметь дело и с теми, кто с нетерпением ждал прихода немцев и падения «большевистского режима».
«В трудный час» (1961)
История простого сибиряка Кузьмы Кройкова, которого в составе его стрелковой роты перебрасывают под Москву в самый ответственный момент обороны столицы. В одном из подмосковных сел он встречается с Варварой, но их романтические отношения оказались недолгими, так как впереди были тяжелые бои. Картина была создана во время так называемой «оттепели», поэтому достаточно резка и правдива в том числе и отражении «перегибов», допущенных партийным руководством страны. Вместо эпических сражений он фокусируется на судьбах людей, вставших на пути грандиозного «Тайфуна» — наступательной операции немецких войск под Москвой. Главные роли исполнили популярные советские артисты Владимир Кашпур и Светлана Харитонова. В фильме звучит знаменитая песня «Шел солдат».
«Жди меня» (1943)
Военная драма, вдохновленная одноименным стихотворением Константина Симонова. В центре сюжета история любви летчика Николая Ермолова и его жены Елизаветы. Последняя провожает мужа на фронт и остается в Москве. Она не собирается отправляться в эвакуацию и устраивается на оборонное предприятие. Несмотря на известие о вероятной гибели Николая, она Елизавета продолжает верить и ждать его возвращения, и ее вера будет вознаграждена. В картине хорошо проиллюстрированы суровые будни осажденной Москвы. Съемки проходили в Алма-Ате, куда была эвакуирована съемочная группа. Исполнитель главной роли Борис Блинов заразился брюшным тифом и завершал работу над картиной, будучи уже тяжело больным. Артист умер через несколько дней после премьеры картины. Роль Лизы исполнила супруга Симонова Валентина Серова.
«28 панфиловцев» (2016)
Историческая драма, посвященная подвигу бойцов 316-й стрелковой дивизии, героически оборонявшейся на подступах к Москве. Уникальность этого проекта для отечественного кинематографа заключалась в том, что изначально он являлся по сути любительским, а средства на его производство собирались методом краудфандинга. В дальнейшем поддержку ему оказывали министерства культуры России и Казахстана, а также различные музеи и коммерческие структуры. Создатели ленты постарались с максимальной точностью воспроизвести обстоятельства знаменитого сражения у разъезда Дубосекова, в том числе и с технической точки зрения. Главные роли сыграли как профессиональные артисты, так и любители.
«28 панфиловцев» стал самым упоминаемым в средствах массовой информации фильмом 2016 года. Издание «Новости кино» являлось официальным информационным партнером проекта.